Гендиректор ФГУП «ЦАГИ» раскрыл детали нового сверхзвукового пассажирского самолета
Работу над проектом ведут специалисты научного центра мирового уровня. Прототип российского сверхзвукового пассажирского самолета планируется запустить в 2024 году
Главы научных лабораторий НЦМУ «Сверхзвук» представили отчет о проделанной работе и обозначили направления дальнейшей деятельности. Впервые с 1990-х годов возобновлены системные исследования, направленные на развитие сверхзвуковой авиации. 21 июля на конференции, прошедшей в рамках XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021, специалисты заявили о планах создания отечественного сверхзвукового пассажирского самолета.
Теперь ученым пяти лабораторий НЦМУ «Сверхзвук» предстоит решить множество физико-технических вопросов: от создания силовой установки до улучшения весовых характеристик будущего воздушного судна, ведь СПС нового поколения должен быть не только экологичным, но и экономически выгодным. Перейти к конструкторской работе планируется после достижения 6 уровня технологической готовности. Настолько масштабных научных работ еще не проводилось никогда. Так, для разработки двигателя с низким уровнем звукового удара будет создана особая лаборатория. Таких площадок в мире всего две, и полученные в ходе испытаний данные имеют общемировое значение – они помогут ICAO принять нормы по звуковому удару.
По словам генерального директора ФГУП «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН Кирилла Сыпало, уже к 2025 году будет создана научная инфраструктура мирового уровня. Параллельно ведется разработка опытного образца — демонстратора:
«Он будет готов в 2024 году, после двух лет испытаний мы приступим к созданию полноценного судна. К 2035 году планируется наладить выпуск сверхзвуковых пассажирских самолетов для бизнес-авиации. Следующий шаг – пассажирские перевозки».
Представители НЦМУ «Сверхзвук» планируют разработать инновационные системы управления, которые снизят количество возможных ошибок пилота в четыре раза. Также предполагается создать единое информационное управляющее поле и заменить одного из пилотов искусственным интеллектом. Это даст возможность в том числе формировать прогноз развития траектории, что снизит вероятность неверного решения пилотов в два раза.
Как рассказал «Московской газете» Кирилл Сыпало, главным отличием нового самолета для людей будет новый уровень комфорта как для пассажиров судна, так и для людей, которые проживают в районе аэропортов. Также эксперт отметил серьезный уровень безопасности:
«Традиционно мы не выпускаем в небо ни один самолет, если не убеждены в его безопасности. Это в том числе и резервирование искусственного интеллекта, и дистанционное пилотирование летательным аппаратом. Когда мы говорим «искусственный интеллект», это целый комплекс технологий, который обеспечивает самый главный критерий – безопасность».
На вопрос корреспондента «Московской газеты», в чем состоит мировое значение будущего самолета, Кирилл Сыпало отметил, что
на сверхзвуке собирается летать все человечество, не только мы.
«На наш взгляд, мы должны, с одной стороны, затвердить наше технологическое лидерство, с другой, сказать свое слово в формировании норм, законов, которые исповедует ИКАО — международная организация гражданской авиации — с точки зрения формирования подходов к требованиям и запретам. Сложно переоценить эту работу как для России, так и для международного сообщества, и очень важно в ней участвовать. Это технологический шаг вперед. Именно поэтому у нас центр мирового уровня, и это оценено Президентским комитетом», — сказал эксперт.
20 июня президент России Владимир Путин в ходе визита на МАКС-2021 отметил важность развития гражданского авиастроения в РФ в связи с колоссальными размерами страны. Глава государства оценил перспективность проектов НЦМУ «Сверхзвук» и принял решение о финансировании разработок до 2030 года.