Новость общества

Госдума меняет механизм работы концессионных соглашений: кто от этого выиграет

Госдума меняет механизм работы концессионных соглашений: кто от этого выиграет

Фото © «Московская газета»

15.06.2022 в 11:49:00
1931

В нижней палате парламента предложили вернуть активы Михаила Фридмана в муниципальную собственность

Поправки в действующий закон о региональных операторах по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), которые депутаты обсуждали во время вчерашнего пленарного заседания Госдумы, оказались не единственной инициативой, вызвавшей споры в парламенте. Ещё два законопроекта (они были объединены и рассматривались вместе) касаются изменения механизма работы концессионных соглашений. Обе темы объединяет одно: парламентарии часто высказывали свою позицию по вопросу в целом, не вдаваясь в детали конкретных поправок. В ответ представители правительства РФ были вынуждены «возвращать» народных избранников к сути предлагаемых инициатив.

Первая поправка Торосова и Наумова

Сегодня в России действует 3 500 концессионных соглашений. Такие цифры озвучил вчера в парламенте первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов. Два законопроекта, которые он предложил совместно с депутатом Станиславом Наумовым (фракция ЛДПР), временно (до конца 2022 года) изменят механизм работы концессионных соглашений. Вчера состоялось первое чтение законодательной инициативы.

Первое нововведение касается регионов. Им разрешат заключать соглашения без конкурса. По мнению Торосова, это поможет ускорить все процессы, связанные с такими сделками. Замминистра говорит, что власти на местах выиграют от поправок время. А это как минимум шесть месяцев.

Торосов подчеркнул, что норма будет действовать до конца 2022 года. Кроме того, соглашения не будут распространяться на объекты ЖКХ и сферу общественного транспорта.

Вторая инициатива Торосова и Наумова

Второй законопроект связан с возможностью пересмотра существенных условий концессионных соглашений без участия Федеральной антимонопольный службы (ФАС). Как и в первом случае, эти правила будут действовать лишь до конца 2022 года.

«Законопроект разработан в связи с ростом цен на стройматериалы в 2021-м и 2022 году, – объяснил Торосов. – С ФАС эта норма уже согласована». Кроме того, он добавил, что пересмотр условий договора будет происходить по обоюдному согласию сторон – концессионера и концедента.

«Однако это не должно приводить к росту тарифов для населения, уменьшению запланированных инвестиций и изменению целей объекта соглашения», – добавил замминистра.

В Минэкономразвития уверены, что изменения позволят ускорить процесс оформления сделок на 30 дней, а ещё снизить риски. Какие именно, Торосов не сказал.

Как и у первого законопроекта, у второго тоже есть свои ограничения – он не распространяется на отрасль ЖКХ и ТКО.

Правда, очень скоро стало известно, что в ближайшее время авторы поправок собираются установить закрытый перечень отраслей, позволяющий бизнесу заключать концессионные соглашения с этими предприятиями без проведения конкурса.

«Все необходимые поправки будут готовы ко второму чтению», – отметил содокладчик Ильи Торосова Станислав Наумов (фракция ЛДПР).

Реплика Алёхина и другие идеи

Если дискуссия о поправках в закон о региональных операторах по обращению с ТКО переросла в дебаты о том, что реформа провалилась, то тема концессионных соглашений едва не скатилась к призывам вообще отменить этот инструмент. Например, коммунист Олег Смолин поинтересовался, в чём правительство РФ видит преимущество этих соглашений по сравнению с тем, чтобы прямо использовать средства Фонда национального благосостояния или бюджетный профицит? Илья Торосов объяснил, что концессия гарантирует инвестору оплату его услуг.

«Государство, в свою очередь, её (услугу) только оплачивает, а не закупает заранее за собственные деньги», – сказал Торосов.

Наумов напомнил присутствующим, что «мы не рассматриваем тему концессий в целом, а лишь поправки к этому механизму». «Мы ускоряем процедуру выбора исполнителя проекта, — сказал он, — сокращаем время».

Андрей Алёхин (фракция КПРФ) в своей реплике тоже не стал обсуждать предлагаемые нововведения Торосова и Наумова, а выдвинул собственные идеи. Он считает, что субъектам РФ необходимо дать возможность изымать у инвесторов предприятия, которые уже были отданы в концессию. В качестве примера он назвал АО «ОмскВодоканал» (входит в «Росводоканал»).

«Эта структура принадлежит консорциуму «Альфа-групп» Михаила Фридмана, – напомнил Алёхин, – а его позиция по ситуации на Украине, мягко говоря, неоднозначная».

В этой связи Алёхин настаивает, чтобы АО «ОмскВодоканал» вернули в муниципальную собственность. В ответ замминистра Торосов дал понять, что не видит в этом никаких проблем, однако без решения суда сделать это невозможно.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
госдума, фридман, активы, нижняя палата
Поделиться
Похожие новости