Новость общества

Историк рассказал, как через переименование железнодорожных станций Москву могут лишить ее идентичности

11.02.2021 в 15:54:00
11464

Эксперт объяснил, как необходимо действовать московским чиновникам, если они хотят что-то переименовать

В начале прошлого года ОАО «Российские железные дороги» утвердило перечень железнодорожных станций, расположенных в границах Московской и Октябрьской железных дорог, которые получат новые названия. Такое решение было принято на основании обращения московских властей, которые предложили переименовать остановочные пункты, попадающие в зону Московских центральных диаметрах. Теперь ряд исторических названий железнодорожных станций в черте Москвы могут быть безнадежно утеряны.

Так, например, уже переименована платформа «Люблино». Сейчас этот остановочный пункт Курского направления носит название «Кубанская». Станция «Карачарово» Горьковского направления стала «Нижегородской», а станция «Перово» Казанского и Рязанского направлений – «Чухлинкой». И такие нововведения уже затронули и затронут еще ряд остановочных пунктов.

В социальных сетях жители столицы выразили опасения, что важная часть истории города может быть просто уничтожена. И если некоторые переименования действительно могут быть обоснованы, то другие трогать нельзя. Попытка предотвратить путаницу при создании новой транспортной инфраструктуры может привести к совершенно противоположным последствиям, считают горожане и подчеркивают: коренные москвичи никогда не страдали топографической дезориентацией и уже привыкли к названиям, которые существовали десятки лет.

«Кто-то подкинул мысль, что москвичи дальше не могут мириться с тем, что на железной дороге и метро есть станции, далеко друг от друга расположенные, но имеющие одинаковое название, например «Люблино», «Перово» и «Коломенское». Это же создает путаницу при перемещении по городу, — пишут пользователи соцсети Facebook. — Но «Коломенское» более 50 лет не путали, «Перово» почти сорок, и 25 лет «Люблино». А теперь вдруг массово заболели топографическим кретинизмом?»

Координатор общественного движения «Архнадзор», историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров считает, что москвичи вполне обоснованно возмущены процессом переименования исторических станций. По мнению эксперта, это может способствовать утрате идентичности Москвы.

«Названия этих станций появлялись не случайно, а в соответствии с названиями каких-то местностей и населенных пунктов, причем, порой довольно важных. Например, Карачарово – это историческое подмосковное село. А Перово — это подмосковный город, который вошел в состав Москвы и стал одним из ее районов 1960 году, когда границы города установили по МКАДу. Такая же история с названием «Люблино». Это историческое название станции, связанное с населенным пунктом и исторической усадьбой с таким же названием, которая существует и сейчас, — рассказал историк «Московской газете». — Название «Кубанская», которое теперь носит бывшая платформа «Люблино», просто «высосано из пальца». Там рядом действительно есть Кубанская улица, которая получила свое название совершенно случайно. Изначально это была улица Вокзальная в подмосковном городе Люблино и вела к единственному вокзалу в этом городе, поэтому ее название было более чем логично. После 1960-го года, когда Люблино вошел в состав Москвы, стало понятно, что вокзал в Москве не один. Поэтому улице Вокзальной дали первое попавшееся название: Кубанская. А сейчас это первое попавшееся название встает на замену исторической местности, историческому району Москвы. У меня нет никакого внятного объяснения этому, кроме как вопиющее незнание московской истории и топонимики».

Юрий Егоров подчеркнул: ценность некоторых названий не только в их историческом происхождении, а еще и в важных ориентирах для москвичей, уничтожение которых может создать настоящую путаницу.

«Странно обстоит ситуация с будущим переименованием станции «Крюково» Ленинградского направления в Зеленоград. Там возникнет ужасная путаница, потому что «Крюково» это и так Зеленоградский округ столицы, все москвичи знают об этом. Кроме того, на Ярославском направлении уже есть платформа «Зеленоградская». Созвучные названия станций на двух соседних вокзалах создадут настоящую неразбериху. Все такие инициативы необходимо обсуждать с жителями, а также со специалистами в области истории. Потому что у московских властей логика может быть очень простая: рядом есть улица и по ней выбирают название. А откуда эта улица взялась, как она образовалась вообще никого не волнует. В итоге мы теряем исконно московские названия разных местностей, сел и городов, а вместо них появляются совершенно искусственные, которые не говорят ни о чем, — объяснил эксперт. — В данном случае есть одна хитрость. Существуют два разных понятия: железнодорожная станция и остановочный пункт. Станция — это большое предприятие со своим штатом людей и устройствами, то есть полноценное предприятие железнодорожного транспорта. А остановочный пункт — это платформа, которая может быть в границах станции, а может быть и вне станции. В процессе переименования речь идет не о переименовании станций, а о переименовании платформ. То есть, например, станция «Люблино» остается, но ее название существует только в служебных документах РЖД. А для пассажиров объявляют именно названия платформ, которые и переименовывают. Даже для удобства самих москвичей переименования остановочных пунктов надо обсуждать, их нельзя делать одним списком сразу и для всех».

Юрий Егоров подчеркнул: если московские власти хотят что-то переименовать, то в первую очередь необходимо изучить историю места, затем мнение жителей, а также тех, кто занимается историей города и знает, откуда произошло название и что оно обозначает.

«Давать чему-то новое название можно только, если будет одобрение со всех сторон. Если подходить к делу бездумно, то в конечном счете, к сожалению, это может привести к утрате той самой московской идентичности, которой уже и осталось не так много, как хотелось бы», — заключил эксперт.

Ранее «Московская газета» писала, что горожане предложили вернуть строящейся станции метро «Карамышевской» в Хорошево-Мневниках название, которое ей было присвоено изначально: «Улица Народного ополчения». По мнению Юрия Егорова, названия станций метрополитена должны быть максимально близки названиям улиц, на которых они расположены. 

Автор: Дарья Алифанова
ТеГИ
железнодорожные станции, Москва, идентичность
Поделиться
Похожие новости