Новость общества

К Новому году привычные приморцам дешевые продукты могут продаваться по непривычной «европейской» цене

К Новому году привычные приморцам дешевые продукты могут продаваться по непривычной «европейской» цене

Фото © «Московская газета»

28.11.2021 в 15:33:00
1233

Свои затраты на транспортировку перевозчики будут вынуждены переложить на покупателей

Эксперты опасаются, что помимо естественного, сезонного удорожания продуктов к Новому году, жители Приморского края могут столкнуться с беспрецедентным ростом цен на всю продуктовую корзину. Виной всему — логистический коллапс, который образовался на автопереходах граничащих с Китаем. Несмотря на то, что ситуацию с логистикой в Приморье пытаются взять под контроль на федеральном уровне, «разрулить пробки» на границе не так-то просто, говорят эксперты.

«Зарулили» к границе

В портах ДФО скопилось огромное количество контейнеров. Напряженной остается ситуация с транспортировкой грузов по железной дороге. Перевозчики из европейских стран, а также из Казахстана и Белоруссии повезли свои грузы транзитом в Китай через приморские автопереходы.

«На днях Приморье пошло большое количество контейнеров из других регионов России, — рассказал руководитель Московского подразделения ООО «Азия-Л» Вадим Воложанин «Московской газете». — Более 90% грузов идут транзитом через ДФО или в другие страны, или дальше по России. Транспортировка через порты или по железной дороге практически невозможна, даже в условиях очень высокой стоимости. Поэтому большинство перевозчиков, которым нужно доставить груз в Китай или провести его транзитом чрез КНР, переориентировались на автомобильные пункты пропуска через границу. В итоге все они сейчас забиты до отказа фурами, причем в обе стороны».

По словам собеседника издания, международные автоперевозки сегодня самые дорогие по стоимости. Так, цены на транспортировку груза автомобильной фурой из Китая в Москву могут 20 тысяч долларов. В Приморье перевозка груза из Китая в Уссурийск — 800 тыс. рублей.

Ажиотаж перевозчиков с одной стороны и ужесточения Китая к грузоперевозкам с другой, привели к ситуации, когда скопление фур на приморско-китайской границе достиг критического уровня, отмечают предприниматели.

Как рассказал руководитель Дальневосточного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Сергей Ремизов, сегодня на Дальнем Востоке продолжает функционировать только автомобильный пункт пропуска: «Маньчжурия КНР – Забайкальск РФ», где уже скопилось более 1000 машин, так как именно сюда пошло огромное количество перевозчиков с Европы и Центральной России.

В Приморском крае пока еще открыты четыре направления: «Турий Рог», «Краскино», «Полтавка» и «Пограничный». Здесь скопление машин – более 300 на каждом пункте пропуска. При этом все склады временного хранения до отказа забиты товаром. Машины не могут растаможить их неделями.

Время — деньги

Многие предприниматели уже заказали груз в Китае в преддверии новогодних праздников и пытаются вывести его любыми доступными способами. Даже простаивая в очереди неделями.

«К Новому году огромное количество товаров импортируется из-за границы. В Россию везут все: от ёлочных игрушек до мандаринов. В совокупности прибыль от зимних продаж у предпринимателей доходит до 40% от годовой прибыли. Понятно, что никто не хочет упустить время», — говорит Воложанин.

Петр Куприянов, председатель Профессионального союза «Транспортных перевозчиков Приморского края» пояснил, что в текущей ситуации, когда работа пунктов пропуска и таможни не отлажена, количество рейсов перевозчиков резко сократилось: «Если мы могли раньше в течение месяца сделать 2-3 рейса, то сейчас — 1 рейс в месяц-полтора. Сама стоимость услуги выросла в два раза — с 65-70 тысяч рублей до 130-140 тысяч за рейс и выше. Конечно, увеличилась и сама закупочная цена товаров. В таких условиях не нужно быть ясновидящим, чтобы предвидеть удорожание продуктов к Новому году», — поясняет эксперт.

Напомним, заместитель председателя правительства Российской Федерации – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев во время своего последнего визита в регион пообещал взять логистику под жесткий контроль и в ближайшее время предпринять меры для стабилизации ситуации.

Петр Куприянов рассказал, что после приезда в Приморье Трутнева и посещения погранперехода «Пограничный» соответствующей комиссии буквально сразу все сдвинулось с «мертвой точки»: «В последнюю неделю после вмешательства «высоких чиновников» «Пограничный» заработал почти нормально. За день через пункт пропуска проходит более 50 машин. Перевозчики боятся «сглазить» такое счастье! Всех нас терзает вопрос: что за волшебство свершилось? По сути ничего не изменилось же: территория пункта не расширилась, количество сотрудников не выросло. Просто кто-то «наверху» заставил «кого-то» нормально работать!».

Куприянов делает акцент на том, что «если бы пункты пропуска работали хотя бы в таком режиме как сейчас это делает «Пограничный», то можно было бы избежать простоя на границе, потери времени, которое, как известно, «деньги». И соответственно дополнительный фактор для роста цен на продукты отсутствовал бы как таковой. «Почему у нас начинается некий прогресс только после вмешательства «высоких чиновников»?» — задает риторический вопрос Куприянов.

Сергей Юрченко, эксперт в области импорта продукции растениеводства, предприниматель не видит поводов к истерии в части роста цен на продукты к Новому году: «Я пока не вижу тенденции к резкому, глобальному повышению цен на продукты. На мой взгляд, их стоимость может вырасти по традиционным причинам – новогодний сезон, ежегодная инфляция, очередное ослабление рубля. Дефицита продуктов на полках магазинов точно не предвидится. Но с учетом того, что мы живем в ковидную эпоху, когда введены различные ограничения на импорт и экспорт товаров пищевой промышленности, появятся продукты, которые просто станут доступны не всем».

Юрченко пояснил, что сегодня покупательская активность изменилась: люди покупают меньше продуктов, то есть спрос нивелируется. «В этой связи, снижение поставок с учетом одновременного снижения спроса не сильно будет заметно. Те, кто платежеспособен всегда смогут приобрести качественные продукты любого наименования — те же фрукты, просто заплатят больше. Потому что перевозчики будут везти их из других стран: Пакистана, Турции или транзитом через Японию. Но при этом никуда не денется местный продукт типа «кожемякинских овощей» — он доступен практически всем категориям населения. Кроме того, с поставками салатной группы и борщовым набором из КНР проблем не будет. Если, конечно, ничего не изменится. А то, что может измениться – не исключено, так как Китай от нас закрылся на «три засова», и ни мы, ни сами китайцы ничего не можем прогнозировать что будет «завтра», — говорит эксперт.

С Сергеем Юрченко согласен Вадим Воложанин. Он также полагает, что Приморье на Новый год без продуктов не останется, но в связи с отсутствием денег у покупателей на рынке либо будут продаваться доступные российские товары, либо их относительно недорогие зарубежные аналоги.

По словам Сергея Ремизова, дикие расходы по логистике, которые несут все это время компании, естественным образом отразятся на стоимости грузов, в частности, на продуктах: «А кто компенсирует затраты и убытки? Они будут закладываться в стоимость товаров. Поэтому неудивительно, что к Новому году привычные приморцам дешевые продукты могут продаваться по непривычной «европейской» цене».

Прямая взаимосвязь

Петр Куприянов уверен, что логистическая проблема в Приморском крае обусловлена главным фактором – неготовой инфраструктурой.

«Несколько лет мы бьем во все колокола, говорим о жесткой необходимости строить новые пункты пропуска и улучшать инфраструктуру старых. Но нас не слышат. Ну не способны эти пункты в том виде, в котором есть сейчас, справляться с таким как сегодня потоком машин. А ведь ситуацию всегда разумнее предвидеть заранее, чем решать по факту появления проблем. В некотором роде в росте цен на продукты питания, импортируемые из-за рубежа, будут виноваты чиновники», — говорит Куприянов.

«Разговоры о строительстве новых пограничных переходов ведутся давно. Но дальше слов дело так и не зашло. Инфраструктура, за которую отвечают региональные и федеральные чиновники, по-прежнему в плачевном состоянии», — согласен с коллегами президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.

Специалист поясняет, что инфраструктура в том же посту пропуска «Краскино» не рассчитана на такой приток автомобилей, тем более в этом году скоплению машин на границе «помогли» и рыбаки, отправляющие в Китай рыбопродукцию и живого краба не по морю, а автофурами через пропускной пункт – другого пути просто не было.

Вадим Воложанин уверен, что логистическую проблему таких масштабов решить быстро не получится, соответственно, и ожидать, что возникнет благоприятная ситуация для снижения стоимости продуктов не приходится.

«На докоронакризисный уровень ДФО возможно, сможет вернуться не ранее чем через 1,5-2 года», — подчеркнул эксперт.

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
приморье, новы год, цены, рост
Поделиться
Похожие новости