Новость общества

Как эксперты оценивают благоустройство Санкт-Петербурга

Как эксперты оценивают благоустройство Санкт-Петербурга

Фото © «Московская газета»

11.05.2025 в 14:00:00
1432

В Санкт-Петербурге благоустройство не следует путать с озеленением. Чиновники в культурной столице не допускают смешения понятий. Качество благоустройства в каждом районе своё

Дотационные муниципалитеты 

В Санкт-Петербурге более 100 муниципальных образований, и единообразия в оценке их благоустройства нет, рассказал «Московской газете» независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Склянчук.

«Санкт-Петербург – второй по величине город в России, и он обладает бюджетными средствами для развития городской среды. Для этого запущена программа «Петербургские дворы». На 95% программа финансируется из средств города и только на 5% — муниципалитетов. До уровня Москвы Санкт-Петербургу в плане благоустройства ещё далеко. Дело не только в управленческих подходах, хотя северной столице действительно не хватает креатива в этом отношении, но и в отсутствии единой стратегии благоустройства, которое осуществляется в основном за счёт знаковых мест, таких как набережная реки Карповки, остров Новая Голландия или общественное культурно-деловое пространство «Севкабель Порт». А вот обычные дворовые пространства в городе зачастую выглядят не очень. Детские площадки старые, часто поломанные. Городу необходима какая-то программа по детским игровым и спортивным площадкам. В таких вещах, как брусчатка, скаты, бордюры, клумбы Санкт-Петербургу пока тоже нечем похвастаться. Дело дошло до того, что три муниципальных округа северной столицы – Дворцовый, Северный и Купчино – в 2025 г. оказались лишены субсидий на благоустройство, потому что плохо освоили выделенные на это средства. В плане озеленения город пока тоже не выделился в качестве хорошего примера. Всё это, на мой взгляд, является системной проблемой для Санкт-Петербурга и лично для губернатора Александра Беглова, поскольку касается комфорта жизни коренных петербуржцев. Понятно, что у города большие расходы на ремонт исторических фасадов на туристических маршрутах, но для жителей важны дворовые пространства. Системных решений пока не видно. К сожалению, благоустройство Санкт-Петербурга можно оценить лишь на 3 балла как «удовлетворительное». Хотелось бы, чтобы в этом направлении произошли какие-то изменения. У города есть ресурсы, но, возможно, не хватает команды урбанистов, которая могла бы «упаковать» благоустройство в какие-то современные решения. Санкт-Петербургу нужен рывок», — рассказал Павел Склянчук.

Непростые субсидии

Самая главная сложность для всех муниципалов в Санкт-Петербурге — это ограниченность собственного бюджета, рассказала «Московской газете» политолог Надежда Раджапова.

«Для того, чтобы реализовывать несколько крупных проектов по благоустройству — обновление детской или спортивной площадки, озеленение, ремонт покрытия — необходима субсидия от города. В конкурсе на субсидию муниципалы должны грамотно составить проектную документацию благоустройства конкретного адреса, соблюсти все нормативы и, конечно, учесть мнение жителей. Если где-то ошибутся, то субсидии не будет. И тогда муниципалы смогут сделать только 1, в лучшем случае, 2 адреса», — отметила политолог.

По словам Надежды Раджаповой, в МО Дворцовый прежнее руководство в проекте благоустройства предусмотрело организацию контейнерной площадки, но это полномочие уже забрали у муниципалов, поэтому на это они не смогут потратить деньги.

«Благоустройство территории требует работающего бизнес-процесса, а именно — совместной работы муниципалов, управляющих организаций, фонда капитального ремонта и комитета по благоустройству. Если обновляется двор, то комплексно, а не только покрытие по периметру дома, без гидроизоляции и арок (что чаще всего видно в центре города). Моя позиция — реализация каждого проекта должна быть совместной со всеми ветвями власти и структурами. Не забывая при этом мнение жителей», — заключила эксперт.

Это вам не благоустройство — это озеленение

Санкт-Петербург – единственный субъект в стране, где 100% муниципалитетов являются дотационными, рассказал «Московской газете» петербургский политик, депутат МО Гражданка 6-го созыва Вадим Сафонов.

«Собственные доходы составляют около 4% от всех годовых расходов муниципалитета. При этом сами расходы муниципалитетов сильно ограничены. Это определяется нормативами, которые разрабатываются органами власти в Смольном. При этом наши петербургские реалии не во всём соответствуют Конституции, а также Налоговому и Бюджетному кодексу. А именно – статье 12 Конституции России и положениям Налогового кодекса о разделении налогов на федеральные, региональные и местные, а также части 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации. К тому же, во всех регионах РФ есть закон о собственных ресурсах и доходах муниципалитетов. А у нас эти доходы определяются Приложением к бюджету Санкт-Петербурга, то есть, не долгосрочным законом, а законом ограниченного срока действия, каким является бюджет города», — рассказал Вадим Сафонов.

Как разъяснил петербургский политик, в 2025 году в Санкт-Петербурге возникла следующая ситуация: часть дворовых территорий, которые ранее относились к сфере благоустройства, были включены в зелёные насаждения, то есть стали относиться к сфере озеленения. 

«Так бывает, когда в ходе ревизии, проверки выявляются какие-то неоформленные, «подвешенные» или новые зелёные насаждения и включаются в насаждения общего пользования, городские, либо муниципальные, согласно Закону Санкт-Петербурга о зелёных насаждениях общего пользования. То есть, в 2024 году это были просто дворы, а в 2025 году это уже зелёные насаждения. И классическое благоустройство на этих территориях делать уже нельзя, потому что денежные средства могут быть выделены только на озеленение. Управляет этим процессом Комитет финансов Санкт-Петербурга. Согласно позиции Комитета, если деньги выделяются на благоустройство, то речь может идти только о строительстве детской площадки, а не об озеленении. То, что «зелёное насаждение» может также содержать спортивную или детскую площадку, не учитывается. Комитет в этом случае не отказывается выделить деньги, но если их невозможно использовать по назначению, в строгом смысле «благоустройства», то Комитет будет требовать от муниципалитета вернуть эти деньги, поскольку они выделяются по специальному договору получения субсидии, в котором чётко указано целевое назначение. А своих средств у муниципалитета практически нет, и в результате благоустройство провести невозможно», — заключил Вадим Сафонов.

На данный момент Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга пытается договориться с Комитетом финансов, чтобы те нашли способ использовать деньги по программе «Петербургские дворы» для работы с благоустройством и содержанием муниципальных территорий – зелёных насаждений общего пользования, рассказал собеседник «Московской газеты».

«На мой взгляд, необходимо действовать в другом направлении, — считает Владимир Сафонов. — Нужно вернуть муниципалитетам местные налоги. Сейчас в Санкт-Петербурге бюджет МО составляет около 180-200 млн рублей в год, а если вернуть муниципалитетам местные налоги, их бюджеты поднимутся до 700-750 млн рублей в год. Если учесть, что в Санкт-Петербурге 111 муниципалитетов, суммы получаются очень серьёзные. К сожалению, в Смольном эту идею не поддерживают».

Цветущие промзоны и протекающие парки

На фоне всех этих проблем в Санкт-Петербурге сложилась спорная ситуация с качеством благоустройства, отметил политик:

«Есть и очень достойные, и вызывающие критику примеры. Озеленением и благоустройством у нас занимаются горожане, промышленные предприятия, местное самоуправление, городская администрация. Бывает, на территории предприятия находишь ухоженный, чистый парк, в котором просто приятно находиться. В некоторых дворах в центре люди сами, за свой счёт посадили клумбы, поставили малые архитектурные формы, и это действительно интересные и грамотные решения. А есть случаи, когда глобальные проекты за большие деньги реализуются, по меньшей мере, неоднозначно. Пример – благоустройство Муринского парка, одного из крупных парков Санкт-Петербурга. В 2024 году в парке были проблемы с водоотведением из-за плохо сделанного дренажа, у горожан возникали вопросы по поводу неэстетичности использовавшихся малых архитектурных форм и небезопасности конструкций для детских игр. Дело дошло до СК. В итоге ремонт Муринского парка завершили, но впечатление у жителей осталось противоречивое. Есть несколько других проектов в других местах города, где люди, например, против того, чтобы на месте газона клали плитку. А есть удачные примеры работ, проведённых, в том числе по инициативе администрации. В целом, в Санкт-Петербурге наблюдается очень неоднородное качество благоустройства в разных локациях».

В 2025 г. в Санкт-Петербурге будут благоустраивать набережные, пляжи и крупные парки, адресная программа благоустройства будет дополнена объектами, за которые проголосуют горожане, рассказала заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Лариса Канунникова. В проекте бюджета северной столицы на 2025-2027 гг. заложено 25,9 млрд рублей на благоустройство общественных пространств. Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Санкт-Петербурга на благоустройство и озеленение утверждено Постановлением Правительства города от 17 января 2025 года, муниципальных образований Дворцовое, Северное и Купчино в документе нет.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Санкт-Петербург, благоустройство, качество, озеленение
Поделиться
Похожие новости