Кто ответит за скандал на рынке школьного питания в Санкт-Петербурге?
История «перешагнула» региональный уровень и, возможно, станет предметом разбирательства в Москве
Скандал, разразившийся в сфере школьного питания Санкт-Петербурга из-за укрупнения конкурсных лотов, похоже, выходит на новый виток. По информации «Фонтанки», УФАС по Санкт-Петербургу аннулировало результаты конкурса на поставку питания для школ Приморского района Северной столицы.
Как пишет издание, с жалобами на проведение торгов обратились три компании, давно присутствующие на рынке. По их мнению, укрупнение лота и, соответственно, увеличение его цены может ограничивать конкуренцию.
«Жалобы обоснованы, все опротестованные торги аннулированы. Решение УФАС будет вывешено на сайте в течение трех дней», — прокомментировали ситуацию в антимонопольной службе.
До этого вопросы у участников рынка вызвали еще два крупных конкурса на поставку питания – в Пушкинском и Василеостровском районах Северной столицы. Их выиграло АО «Комбинат школьного питания Красносельского района». Меж тем, ранее высказывались сомнения в том, что у компании есть необходимые возможности для исполнения столь серьезных контрактов…
Мимо конкурсов
Началась вся эта история, пожалуй, с того, что, как пишет «Росбалт», управление социального питания Санкт-Петербурга, которое недавно возглавил Алексей Барабанщиков, якобы вышло на губернатора с предложением о реализации новой схемы организации питания школьников.
Барабанщиков был назначен на должность руководителя УСП в феврале 2020 года; как выяснило издание «Интересант», ранее он занимал должность начальника отдела организации работы в сфере гарантированного питания Управления развития сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области. А по данным «СПАРК-Интерфакс», Алексей Барабанщиков также работал директором ГУП города Москвы «Комбинат питания «Школьник» (предприятие прекратило существование в 2013 году).
Суть преобразований, как пишет «АиФ», состояла в укрупнении лотов, выставляемых на конкурс: если ранее школы «проторговывались» отдельно, то теперь в один лот включались общеобразовательные учреждения целых районов. Также предложенная участниками конкурса цена контракта перестала играть определяющую роль при выборе поставщика; оценивалась также обеспеченность трудовыми ресурсами. Еще одним требованием к участникам стал опыт исполнения сопоставимых (по цене) госконтрактов.
Новые требования, по информации издания, серьезно усложнили участие в конкурсах на организацию школьного питания многим игрокам рынка, в особенности – субъектам малого и среднего бизнеса. Зато во всех конкурсах принимало участие АО «Комбинат социального питания Красносельского района». Как уже говорилось выше, два крупных конкурса – в Пушкинском и Василеостровском районах – компания выиграла ранее.
Один в поле – победитель?
Теперь немного подробнее о конкурсе на организацию горячего питания в Приморском районе Петербурга, итоги которого аннулировало УФАС.
Информация о конкурсе с ограниченным участием на «оказание услуг по организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях Приморского района Санкт-Петербурга в 2021-2022 годах» опубликована в ЕИС в сфере закупок 27 ноября 2020 года. Сроком окончания подачи заявок указано 21 декабря; начальная цена контракта — 222 120 650 руб.
В разделе результатов определения поставщика указано, что «по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, заявка соответствует требованиям. Конкурс в электронной форме признан несостоявшимся…». Из протокола подведения итогов конкурса следует, что речь идет о заявке АО «Комбинат социального питания Красносельского района». Указано, что итоги конкурса подведены 22 декабря 2020 года в 16.30. Как следует из данных закупки, именно с этой компанией планировалось заключить контракт.
Во всей этой истории есть интересный нюанс. Как указано в сведениях о закупке (по крайней мере, по данным на 25 декабря 2020 г.), определение поставщика приостановлено по жалобе. Означенная жалоба, как следует из ЕИС, поступила 10 декабря 2020 г. В журнале событий есть запись от 14 декабря 2020 г.: «приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по жалобе № 202000114959014162 для закупки № 0172200002520000295. Наименование участника закупки, подавшего жалобу: ООО «Альтаир»…» Субъект жалобы – заказчик, Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, контрольный орган – УФАС по Санкт-Петербургу.
ООО «Альтаир» в сведениях о жалобе назван «участником закупки». Меж тем, как говорилось выше, в разделе определения поставщиков по данному конкурсу написано, что «по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, заявка соответствует требованиям». И она, как следует из опубликованного в системе протокола, поступила от АО «Комбинат социального питания Красносельского района».
Коммерческий прорыв
Не обошлось без жалобы и во время конкурса на поставку горячего питания в общеобразовательные учреждения Василеостровского района Петербурга. Из текста жалобы следует, что АО «Фирма Флоридан», в числе прочих подавшее заявку на конкурс, сочло, что конкурсная комиссия якобы неверно оценила трудовые ресурсы, которыми располагает компания, и их квалификацию.
Региональное УФАС признало жалобу частично обоснованной: как следует из решения по ней, нарушения в работе конкурсной комиссии действительно были. Однако ведомство не вынесло обязательного для исполнения предписания «в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки».
Как сообщало издание «АиФ», в заявке «КСП Красносельского района», поданной на конкурс, значится, что предприятие располагает штатом порядка 400 поваров, однако проверялась ли данная информация, неизвестно.
Ранее (еще летом) компания выиграла конкурс на организацию питания в общеобразовательных учреждениях Пушкинского района Северной столицы. По данным «Фонтанки», прокуратура проводила проверку в школах района уже в сентябре: в них якобы не работали буфеты и отсутствовало горячее питание для детей, на которых не распространяется действие льгот. А в октябре в столовых лицея № 410 и Кадетской школы были выявлены нарушения санитарных требований; прокуратура возбудила дела об административном правонарушении в отношении заведующих производств АО «Комбинат социального питания Красносельского района» и АО «Комбинат социального питания Пушкинского района».
Конкурсы в ряде других районов Петербурга (в которых также участвовало АО «КСП Красносельского района»), как пишет «Росбалт», по разным причинам не состоялись. Чтобы школьники не остались без горячего питания, пришлось заключать временные контракты со старыми поставщиками.
По информации «Фонтанки», до начала реформы школьного питания в Северной столице «КСП Красносельского района» якобы работало в относительно небольших масштабах с невысокой прибылью. Прорыв в бизнесе произошел в мае 2020 года, вскоре после назначения его директором Ростислава Савинова – военного в отставке, тыловика. 18 мая, как следует из ЕИС в сфере закупок, предприятие заключило контракт стоимостью свыше 100 млн рублей с ГКУ «Дирекция единого заказчика Министерства социального развития Московской области» на поставку продуктовых наборов для малоимущих. Закупка была проведена у единственного поставщика, а основанием для такого решения, по информации системы, стали «потребности, возникшие вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера». Уже через 10 дней работа подрядчика была оплачена в полном объеме.
Источники «Фонтанки» предположили, что реальным исполнителем контракта могло стать одно из муниципальных предприятий подмосковного Красногорска. Они сомневаются в том, что у «КСП Красносельского района», имевшего в течение нескольких лет, по данным «СПАРК-Интерфакс», небольшую прибыль, могло быть достаточно ресурсов для закупки 46,5 тысяч продуктовых наборов и оперативной их доставки по месту назначения.
В связи с этими событиями многие вспоминают, что руководитель Управления социального питания Санкт-Петербурга ранее работал в должности начальника отдела организации работы в сфере гарантированного питания Управления развития сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
Впрочем, как бы то ни было, после этой закупки у АО «КСП Красносельского района» в портфеле появился исполненный контракт, сумма которого достаточна для участия в конкурсах с укрупненными лотами.
Предприниматели обратились в Госдуму
15 декабря несколько руководителей предприятий школьного питания Санкт-Петербурга направили обращение депутату Госдумы РФ Михаилу Романову (документ есть в распоряжении редакции). Авторы обращения заподозрили Управление социального питания в монополизации и переделе рынка. Делается это, по мнению предпринимателей, путем укрупнения конкурсных лотов и ужесточения требований к участникам конкурсов, которым, вероятно, может соответствовать только одно предприятие.
В обращении говорится:
«Все мы, организации, которые десятки лет кормили детей; к которым ни у учеников, ни у родителей не было существенных претензий, в один момент оказались не у дел. Более того: против нас ведется заказная информационная кампания, в ходе которой нас обвиняют в надуманных картельных сговорах, вбрасывается недостоверная информация о том, что у нас грязь на производстве, или что мы кормим детей некачественной пищей. Этим наносится огромный ущерб нашей репутации».
Как пишет «Ъ», АО «КСП Красносельского района» заключило с начала 2020 года государственных контрактов на оказание услуг питания на сумму 468,7 млн рублей. Также указывается, что авторы обращения к депутату Романову просят провести проверку деятельности этого предприятия в части получения им государственного контракта на поставку 46,5 тысяч продуктовых наборов для малоимущих в Московскую область.
21 декабря, как сообщает Piter.tv, в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная вопросам школьного питания. Во время мероприятия руководитель Управления школьного питания Алексей Барабанщиков заявил:
«Управление социального питания не инициирует и не контролирует закупки в сфере школьного питания. Таким образом, Управление не определяет сроки контрактов, состав лотов и критерии их оценки. Это полномочия учреждений образования и администраций районов».
Меж тем, Юридический комитет администрации губернатора Санкт-Петербурга, составлявший заключение на проект постановления губернатора по данному вопросу, отметил ряд нюансов.
Так, в документе, датированном 6 октября 2020 года, написано, что «Губернатором Санкт-Петербурга Бегловым А. Д. 10.04.2020 дано поручение по «обеспечению выполнения всех закупок социального питания на 2020 и последующие годы через Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга в формате конкурсов с ограниченным участием, с использованием типовой закупочной документации и типового технического задания на организацию социального питания».
Относительно содержания проекта постановления отмечается следующее:
«Направление заказчиком в Управление (Управление социального питания – прим. ред.) конкурсной документации для согласования технического задания не отвечает компетенции Управления, определенной в Положении № 1. Кроме того, проверка Управлением конкурсной документации ведет к дублированию функций и полномочий между Управлением и КГЗ (Комитет по государственному заказу – прим. ред.)».
Также в Юридическом комитете отметили недостаточно четко прописанные требования к техзаданию, что, по мнению экспертов, «является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений».
Как следует из заключения Юридического комитета, «проект нуждается в доработке», на которую, собственно, ведомство и вернуло его.
УФАС по Санкт-Петербургу, судя по ответу ведомства на тот же проект постановления от 29 сентября 2020 года, обнаружило признаки реформирования рынка «путем централизации (укрупнения) закупок учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования». Антимонопольщики считают, что такой шаг ограничит конкуренцию, так как в конкурсах смогут принять участие не все компании, и указывают, что «укрупнение лота должно быть экономически и технологически обоснованным».
Золотой стандарт
Как пишет Peterburg2.ru, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов выразил озабоченность ситуацией на городском рынке школьного питания. Губернатор заявил, что «сфера детского питания не должна быть «кормушкой» для кого бы то ни было», в связи с чем Управление социального питания получило полномочия для выявления фактов коррупции и оказания услуг ненадлежащего качества.
При этом пока до конца неясно, какими именно должны быть услуги по организации школьного питания: 25 ноября «Фонтанка» сообщила, что вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко отправил на доработку проект стандарта по организации школьного питания. По данным издания, в разработке проекта принимал участие руководитель Управления социального питания Алексей Барабанщиков и профильные заместители глав администраций районов Северной столицы.
16 октября, как следует из сообщения на сайте администрации Санкт-Петербурга, Николай Бондаренко провел совещание, на котором поручил Управлению социального питания «проработать единый стандарт оказания услуг по организации детского питания». Также он дал указание директорам школ отвести специальные часы и дни для приема жалоб по вопросам питания, а с 5 ноября по 5 декабря распорядился провести в городе «месячник контроля качества оказания услуг по обеспечению учеников горячим питанием».
По информации официального сайта администрации Санкт-Петербурга, вице-губернатор Николай Леонидович Бондаренко окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Он занимается координацией и контролем деятельности Жилищного комитета, Комитета по благоустройству, Госжилинспекции Санкт-Петербурга и администраций районов города.
В истории со стандартом организации питания в питерских школах участникам рынка пока непонятно только одно: какая может быть связь между вице-губернатором со строительным образованием, курирующим сферы жилья и благоустройства, и школьным питанием?
Кто крайний?
Итак, письмо предпринимателей, по сути, вывело неоднозначную ситуацию на рынке школьного питания Санкт-Петербурга на федеральный уровень.
«Просим вмешаться в ситуацию, когда нарушается здоровая конкуренция на рынке социального питания школьников, который был создан в начале 90-х Владимиром Владимировичем Путиным. И все эти годы главной целью комбинатов социального питания было все-таки обеспечение школьников качественной едой, а не рвачество и собственное обогащение», — пишут руководители комбинатов в своем обращении.
Пока сложно сказать, есть ли прямая связь между жалобой петербуржских предпринимателей депутату Госдумы РФ Михаилу Романову и аннулированием итогов конкурса на организацию питания школьников в Приморском районе Санкт-Петербурга. Однако вряд ли возможно, чтобы о скандалах такого масштаба не узнали в Москве, и чтобы они остались без внимания. Ну а дальше – по цепочке: президент обычно спрашивает с губернаторов, а те, если останутся на посту, уже со своих подчиненных…
-
Сотрудник детского сада в Зеленограде обнаружил следы побоев у мальчика, который признался воспитателям, что эти следы о...26.01.2017 в 20:25:004568
-
Первым делом, сбежавшая из вольера тигрица Сбежавшая пошла посмотреть на оленей.17.12.2016 в 13:31:004494
-
Возбуждено уголовное дело по ст. 171.2 УК РФ.15.12.2016 в 09:52:003254
-
Рособрнадзор приостановил действие лицензии Европейского Университета в Санкт-Петербурге (ЕУ ЕСПб). С 7 декабря 2016 год...09.12.2016 в 17:26:008584
-
На итальянской Сардинии состоялась Гала-церемония награждения международной премии World Travel Awards....05.09.2016 в 14:35:003334
-
ЦИК России прошедшем 17 августа заседании отменил решение избирательной комиссии Санкт-Петербурга об отказе в реги...19.08.2016 в 13:28:0024062