Новость общества

«Кубок Воробьёвых гор»: как в Москве обучают детей без экзаменов

«Кубок Воробьёвых гор»: как в Москве обучают детей без экзаменов

Фото предоставил Борис Хейфец

11.03.2024 в 20:09:00
1923

Реализация Национального проекта «Образование» завершится в конце 2024 года. Он направлен на повышение мотивации школьников к обучению, обеспечение более комфортных условий получения образования. Одной из основных его задач стало выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи. На достижение этих целей направлены усилия учителей по всей стране и вне мероприятий национального проекта. Один из таких примеров – интеллектуальные турниры «Кубок Воробьёвых гор», разработанные игроками «Что? Где? Когда», педагогами-организаторами Борисом Хейфецем и Евгением Нехаевым. Главная задача комбинированных конкурсов – заинтересовать детей в получении новых знаний. Подробнее о разработке и организации турниров, пути развития проекта рассказал один из его создателей, автор сборников интеллектуальных игр Борис Хейфец

— Борис Леонидович, что сподвигло Вас пойти именно в педагогическую деятельность? И что конкретно в направление математики?

— Сложный вопрос. Когда я учился в старших классах мне удалось познакомиться со студентами первого и второго курсов Московского физико-технического института. В те годы на Физтехе собиралась реально интеллектуальная элита. Там были не просто люди, увлечённые физикой или математикой, а именно всесторонне развитые ребята. Мы собирались, довольно много общались. Разговоры, естественно, были обо всём: и о живописи, и о театре, и о политике.

Весной мы обсуждали, в какой институт мне поступать после школы. Заниматься наукой у меня почему-то душа сразу не лежала. Наоборот, хотелось чего-то более практического. Но из всех школьных предметов лучше всего я знал именно математику, поэтому, посоветовавшись со старшими товарищами, принял решение пойти в педагогический ВУЗ. Выбирал между математическим и физическим факультетами, но первый оказался просто ближе к дому.

Ребята сразу сказали, что это хороший выбор. Математику там в любом случае вложат в голову, кроме того, педагогическое образование будет включать в себя и социологию, и психологию, и другие курсы, связанные с общим изучением человека. Это диплом довольно широкого спектра применения.

Потом, проработав в самой обыкновенной средней школе Москвы 5 лет, я понял, что мне хочется чего-то более творческого. У меня созрел факультативный курс по математике, который содержал темы, не входящие в школьную программу, но, на мой взгляд, имеющие большую важность именно в развивающем моменте. Так появились сборники «Люди, цифры и числа», «Логические задачи», «Софизмы и парадоксы» и несколько других. Потом к ним добавились «Игры со словами». Такие игры хорошо развивают ассоциативное и комбинаторное мышление. Ещё тогда, в 90-х годах, несколько учителей стали работать с этим курсом. Но всё больше меня увлекала работа по развитию общих знаний. Как основа были взяты самые разнообразные интеллектуальные игры. Тогда же начала издаваться книга «Поиграй сам и с друзьями». За 5 лет был выпущен и распродан тираж в 10 000 экземпляров.

— Что сподвигло Вас отойти от преподавания математики и уйти больше в дополнительное образование?

— Это как раз самый важный момент. Когда я уже начал проводить с детьми какие-то игры, выяснилось, что ученики читают мало детской классики. При этом на лето им дают список рекомендованной литературы, в котором есть всё, что необходимо: и «Незнайка», и «Волшебник изумрудного города», много всего. Я увидел, что дети очень плохо знают живопись, музыку и так далее.

Мне очень хотелось, чтобы школьники получали то, что раньше называли словом «образование». И это не сумма знаний по разным предметам. Классическое образование даже в 19-м веке включало в себя знание латыни, греческого языка, обязательно игру на музыкальных инструментах.

Мне это всё захотелось вернуть, попробовать выполнить такую сверхзадачу. Сейчас я стараюсь составлять задания так, чтобы в каждом конкурсе были вопросы по литературе, живописи, музыке.

Здесь работает педагогический принцип подготовки. Все игры и викторины действуют примерно по одной системе: кто дал больше правильных ответов на вопросы ведущего, тот молодец. Фактически такие турниры и конкурсы являются проверкой знаний, экзаменом, а мне это не нужно. Конечно, подсчет баллов – спортивная составляющая, без неё никуда. Но я к тому, что к игре можно и нужно детей подготовить. Для этой цели я сделал банк заданий, не стал скрывать, какие будут конкурсы на турнирах. Началось с этого.

В книге «Поиграй сам и с друзьями» я рассказал, какую вижу цель у таких игр, объяснил, как их организовать на базе школы. В образовательной организации, в которой я на тот момент работал, частично это было реализовано. Позже уже на уровне межрайонного и городского центров. Эта первая книжка предполагалась как конструктор. Учитель берёт пособие и в зависимости от доступного времени проводит определённое количество конкурсов. Это уже игры скорее для внеклассного проведения.

— Откуда в целом возникла идея интеллектуальных турниров? Как появлялись конкурсы, задания?

— Все конкурсы, которые используются в интеллектуальных турнирах, придуманы в основном не мной. Ведь ещё Сфинкс загадывал загадки, Царь Горох устраивал квесты и викторины.

Когда я работал просто учителем математики, понял, что заинтересовать детей можно чем-то необычным, поэтому начал им рассказывать о значении самих слов, терминов. Например, «трапеция» с греческого – это «столик», отсюда произошло слово «трапеза». Я понял, что детей такое заинтересовывает. На самом деле всё это можно найти в книгах «История математики в школе», о которых уже говорилось. Отталкивался я всегда от вопроса: «Чем привлечь ребенка к предмету?».

Ещё из примеров пробуждения интереса к математике. Есть картины немецкого художника Альбрехта Дюрера. Вот в них сплошная математика: и магические квадраты, и различные виды углов, и так далее. Если задаться целью можно найти большое количество произведений живописи, в которых присутствует что-то связанное с этим предметом. Допустим, золотое сечение или последовательность Фибоначчи в картинах, даже в природе.

Таким образом, думаю, можно привлечь ребёнка к любому предмету. Наверное, не все на это поведутся. Я никогда ни на чём не настаиваю. Просто рассказываю и, если дети считают, что им это интересно, они слушают, либо же могут сами поискать то, что понравится конкретно им. Тогда начинает происходить процесс обучения. Чем меня больше всего заинтересовали тренировки знатоков «Что? Где? Когда?», так это тем, что мы меняли вид деятельности, формат вопросов. Кто-то приносил «Эрудит-лото», кто-то анаграммы, и так далее. Тут-то я и подумал о том, чтобы соединить всё это в одну игру. Так возник формат интеллектуальных турниров, который существует сейчас. То есть в одной игре сочетается несколько конкурсов, чтобы мозг мог переключаться. Когда я сам играл в «Что? Где? Когда?» под конец игры уже голова начинала работать хуже из-за однотипности заданий. Турнир состоит, например, из 24 или 36 вопросов в зависимости от количества туров. Мне нужно было переключаться, в какой-то момент просто становилось скучно из-за монотонности формата. И, когда я попробовал провести такие комбинированные игры в образовательных учреждениях, то увидел, что детям это нравится.

Изначально, создание турниров — попытка сделать хобби своей работой. 4 года я проводил «Кубок Москвы по интеллектуальным играм». Благо, в другой московской школе тоже работала моя однокурсница завучем, и мне бесплатно предоставили зал для проведения таких соревнований. Это самое начало развития, первый опыт.

— Как появился самый первый из интеллектуальных турниров – «Кубок Москвы»?

— Как-то в Институте повышения квалификации педагогов мне дали выступить, я вышел на трибуну. Там было около 200 учителей математики. Я рассказал, что придумал вот такой формат интеллектуальных игр, пригласил поучаствовать с внесением символического платежа — 100 рублей с команды. На игру приходило 10-15 команд по 6 человек в каждой. В самых первых таких турнирах «Кубка Москвы» участвовало 10-15 школ.

К сожалению, заработать на этом не удалось. Как выяснилось, подготовка заданий занимает очень много времени. Если ты хочешь создавать что-то для детей, то это нужно делать лучше, чем для взрослых. Временные затраты не окупались количеством собранных денег.

— Что можете рассказать об игре «Ступеньки»? Что это за игра и как она появилась? Почему завершили проект?

— Это было уже продолжение «Кубка Москвы». После первого года проведения таких турниров ко мне подошла завуч одной из школ и сказала, что игры хороши, они нравятся детям. Но, если не будет приказа «сверху», мы так и будем собирать по 10-20 команд. Я понимал это, но продолжал работать, потому что мне самому просто было очень интересно. 4 года я так проводил именно «Кубок Москвы».

Далее уже решил искать пути официального вхождения в структуру образования. Я начал ходить по разным окружным методическим центрам. Меня выслушивали, но почему-то не принимали. Более того, в Южном округе был случай: в июне мы договаривались с методцентром о сотрудничестве, но в конце августа, когда я уже пришел оформляться, мне отказали.

С 2000-го по 2005-й я оттачивал мастерство уже в одной, отдельно взятой образовательной организации. В 607-ю школу меня тогда приняли как педагога дополнительного образования. Я бы, может, и дальше работал в этом учебном заведении, но здание было очень старое, его определили под снос.

В 2007 году меня взяли в центр внешкольной работы «Раменки» на базе школы 1119 в Западном округе. Потом, когда стало уже понятно, что нужно делать и как действовать, я предложил проект своих интеллектуальных турниров как раз там. Так появились «Ступеньки».

Тогда я начал работать на четверть ставки окружным методистом, а это уже давало некоторую значимость, что позволило турниры внедрять активнее, встраиваться в эту систему. «Ступеньки» — продолжение «Кубка Москвы», но уже мероприятие окружного уровня.

Я никогда не терял связь со, скажем так, потребителем – учителями. На городском мероприятии некоторые педагоги мне сказали, что уже проработали все пособие, сборник игр, о котором я уже рассказал. А кто-то заявил, что это, конечно, все здорово, но у них совершенно нет времени что-то составлять и проводить. Высказали желание получить оформленное мероприятие, готовый турнир. К этому моменту у меня уже был опыт работы в Западном округе, а там учителя сразу попросили делать именно тематические игры. Оказалось, что педагогам так проще готовиться. И вот здесь появляется понятие «тематическая игра» — то, что я сейчас делаю в качестве отборочных этапов «Кубка Воробьевых гор». Берется какая-то тема, отражение её я нахожу в литературе, живописи, музыке и так далее. Вот тут как раз и появилась игра «Ступеньки» и книжка «Ступеньки к вершинам интеллекта», в которой представлены задания, проработанные на турнирах.

— Чем отличаются турниры «Кубок Москвы», «Ступеньки» и «Кубок Воробьёвых гор»?

— По сути, ничем, это развитие одного проекта. Когда меня в 2011 году пригласили перейти во Дворец пионеров, я предложил расширить «Ступеньки», которые проводились в Западном округе, и организовать турниры уже на городском уровне. Меня попросили связать название с Воробьёвыми горами, так и появилось новое наименование.

— Как Вы познакомились с Евгением Нехаевым? Ведь он в последующем стал Вашим соразработчиком в «Кубке Воробьевых гор».

— С Евгением Игоревичем мы познакомились очень давно, еще в середине 90-х годов, когда я попал на игры «Что? Где? Когда?». Во Дворце пионеров в то время проводился Чемпионат Москвы. Участвовало 18 команд, каждая из которых делала свой тур. Евгений Игоревич играл в одной из лучших команд – «Китай-город». Они несколько раз становились чемпионами по «Брейн-рингу». Вот там мы с ним и познакомились.

Тогда же я встретил Владимира Белкина, Максима Поташева, Алексея Коринского. Они тоже пробовали в начале 90-х организовать детские турниры, но это всё не очень получалось. Условно, знатоки приходили в высшие инстанции: «Мы хотим играть с детьми в ЧГК», а им отвечали: «Играйте, но денег нет». Ну, это я утрирую, конечно. Нужно было просто сразу оформлять такие турниры как образовательные проекты.

Чтобы интеллектуальные игры можно было проводить во Дворце пионеров некоторые из знатоков работали там как педагоги дополнительного образования: Коринский, Алексеев. Володя Белкин уже в 2009 году привел Женю Нехаева. Потом мы с ними где-то столкнулись, когда мне нужно было провести финал «Ступенек». Требовалось пригласить 25 команд, а ни один школьный зал столько бы не вместил. Тогда Женя с Володей предложили организовать площадку во Дворце. Все там и состоялось. А в сентябре 2011 года я уже пришел работать к ним.

— Как вы с Евгением Игоревичем делили обязанности, совместно создавали проект?

— Я занимался в основном организационными вопросами: контролировал закупку призов, обзванивал школы, общался с учителями и так далее. Женя по большей части работал над вопросами, составлением заданий.

В общем, как это происходило. Допустим, есть тематическая игра. Мы вместе накидывали какую-то «кучу»: вопросы, задания, просто факты. Недели две активно собирали все наработки в одну папку. Потом я переключался на организационные моменты, а Женя начинал разбирать эту «кучу» по конкурсам, делал презентации, разрабатывал задания. Далее снова я присоединялся, мы вместе начинали, например, распределять по возрастным категориям. Ругались, спорили, но в итоге рождались вот такие игры, которые всем очень нравились.

— Как проходит разработка конкурсов и отдельных заданий для турниров? Насколько трудно придумывать такое их разнообразие?

— Дело в том, что это уже чистый креатив, а творческий процесс непредсказуем. Где-то что-то увидел, возникла некая ассоциация, пошла разработка, появился конкурс. Необычный формат «недовертыши», например, придумал мой коллега Евгений Игоревич.

Вариантов конкурсов может быть великое множество. Даже у Айзенка, автора тестов на IQ, есть что-то наподобие «хвостоглавов». Из классического конкурса всегда появляется какая-то надстройка, он рассматривается с другого ракурса. Вот в этом и интерес.

Я когда-то очень давно придумал вот что. Есть формат теста «Кто хочет стать миллионером?»: задается некий вопрос и предлагается 4 варианта ответов, один из которых обязательно верный. Включив в себе математика, я начал понимать, что вероятность «попадания» при выборе «методом тыка» – 1/4. Тогда я придумал в этом конкурсе пятый возможный ответ, но он не звучит. Просто обговаривается условие, что есть 4 варианта, но среди них правильного может не быть. В этом случае напишите 0.

На базе того же конкурса возник формат «Третий лишний». Есть несколько объектов, к ним дано какое-то утверждение. Нужно найти тот, который не подходит под условие. По сути, то же самое «Эрудит-лото», но наоборот. Но и здесь я немного видоизменил игру. У меня конкурс называется «А третий – лишний?». То есть, я сразу подвожу к тому, что, среди объектов в задании, может и не быть того, который нужно исключить.

— Почему было принято решение видоизменить формат «Кубка Воробьевых гор» в 2024 году? Теперь турнир включает в себя две отборочные игры в первом туре.

— Формат менялся постоянно, с самого начала. Основанием для этого становилось количество участников. Например, в 2012 году, когда мы только начали проводить «Кубок Воробьевых гор» по трем возрастным категориям, был формат – три отборочные игры и финал. На следующий год планировалось то же самое, но из пяти школ в начале года позвонили и сказали, что привезут участвовать по 10 команд. Это было уже много, даже не учитывая другие образовательные организации. То есть количество желающих попасть на турнир резко возросло, а места для размещения такого их числа не было. Здесь возникает понятие «дополнительная площадка». Я предложил учителям взять материалы игр и провести отборочные этапы в школах самостоятельно. Это соответственно привело к ещё большему увеличению количества участников. Хотели привезти 10 команд, а сыграли в итоге с 20-ю. Удобнее же получается, если никуда ехать не надо.

В 2014 году таких школ возникло уже 14, а еще через год – 38. Формат нужно было немного видоизменять. В 2015 году количество участников настолько выросло, что пришлось сделать два полуфинала. Условно, зал Дворца пионеров вмещает 50 команд, а пригласить на тур нужно было 100. Тогда мы изменили формулу и добавили ещё один полуфинал, увеличили количество игр.

Потом наступила пандемия. Очно проводить ничего было нельзя, но многие школы выразили желание продолжить участие в играх. В первый год, конечно, упало их количество. До пандемии турнир достиг отметки в 10 000 школьников, и это только Москва и немного Московская область. В 2020 году нам уже не дали провести финал, в марте все было закрыто.

Тогда я выдал учителям материалы для игр и предложил проводить у себя в зависимости от возможностей. В одном классе – значит в одном классе. Все школы, конечно, пандемию пережили по-разному. У кого-то были жесткие ограничения, дети сидели строго в своем кабинете и ни с кем не пересекались, у кого-то в этом плане меры были чуть полегче. Условно, играли параллелями. И вот, 3 года просто делались игры, отдавались в школы, а после мы проводили онлайн-финал.

— Сейчас «Кубок Воробьевых гор» — это открытый московский городской турнир. В нем принимают участие и школы из регионов, но их не так много. Планируется ли расширять формат?

— С самого начала турнир позиционировался как открытый. Когда уже в Москве было 8 000 участников, стали активно поступать письма из других регионов и даже соседних стран, например, из Казахстана. Но предыдущее руководство Дворца откровенно ответило, что из других городов желающих приглашать не стоит. Был выдвинут тезис — работаю я в Москве, зарплату получаю там же, поэтому и играть нужно с московскими детьми.

— С какими трудностями Вы столкнулись во время пандемии? Насколько тяжело было перенести интеллектуальный турнир в онлайн? Как обстояли дела с честностью участников?

— Онлайн-игры стали необычным, новым опытом. Когда началась пандемия, я созванивался со своими знакомыми, которые тоже организуют подобные турниры, советовался, как лучше проводить. Они приняли решение делать игры онлайн. Но у них участвовало по 10-15 команд, а у нас 1500. Соответственно нужен разный ресурс для контроля. Мы сразу пришли к выводу, что все отследить не получится. Даже если игроки будут с камерой, рядом может сидеть команда учителей или родителей, которые будут подсказывать.

В онлайн я предложил проводить отборочные туры, опять же, школами. Но ведь возникали и сборные команды, которые ни к одной конкретной образовательной организации относиться не могли. В первый год пандемии я проводил онлайн-игры, а ответы мне участники присылали на телефон.

Касаемо нечестной игры, дети же всё предусмотреть не могут, а кое-что в глаза бросается. В конце года выяснилось, что некоторые ребята попытались схитрить: зарегистрировались у меня как самостоятельная сборная команда, сыграли, а потом я их увидел на финале как команду от школы. То есть в этой образовательной организации проводился отборочный этап, и они, уже поиграв со мной, приходили в школу, зная все ответы. Это было очень неприятно.

— В целом, насколько остро стоит проблема с честностью участников? Как часто пытаются подсказывать на очных играх? Как с этим бороться?

— Конечно, такая проблема есть. В самом начале она стояла особенно остро, до смешного доходило. У нас во Дворце пионеров есть небольшой балкон. В зале находятся только команды, а сопровождающих и запасных игроков мы отправляем как раз наверх. Сколько там с этого балкона бумажек летело, сколько раз пытались на пальцах что-то показывать. Причем снизу всё великолепно видно. Один мужчина было так перегнулся через перила, что чуть не упал. Думали, уже ловить придется. Пытались, конечно, подсказывать.

— Евгений Игоревич Нехаев придумал замечательную фразу. Он всегда в начале игры говорил: «Все, кто вам подсказывает, считают вас дураками».

— Да, даже и в этом году был случай. Как мне сообщили, дети подошли к ведущему и сказали, что другой команде кто-то подсказывает. На самом же деле этого не было. Взрослые – люди не все выдержанные. Когда играют дети, особенно 5-6 классы, учителя хотят, чтобы они на всё отвечали. Но так не бывает.

Ко мне была претензия, что плохо проработали в организационном плане вопрос с подсказыванием на играх. Подсказать можно по-разному, сейчас слишком много возможностей для этого, в основном с использованием технических средств. Мы, конечно, просим выключить телефоны, умные часы, убрать наушники и так далее. Конечно, никто не обыскивает. Для видеофиксации нужно специальное оборудование, а оно денег стоит. Да и, я считаю, в таком контроле есть смысл, только если на кону стоит какой-то дорогостоящий приз. А турниры были придуманы, чтобы заинтересовать детей, дать им новые знания. Интеллектуальные игры, как я уже говорил, не должны превращаться в экзамен, приносить лишний стресс.

— Помимо турниров «Кубка Москвы», «Ступенек» и «Кубка Воробьёвых гор», был ли какой-то необычный опыт проведения подобных интеллектуальных игр?

— В 2010-2011 гг. я уезжал работать в Болгарию. Там построили большой детский лагерь типа нашего «Артека», который назывался «Камчия». Он планировался как круглогодичный и, соответственно, в нем нужно было организовать школу. Знакомая предложила мне поехать, поработать учителем математики. Она сказала, что ей интересно набрать педагогов, которые кроме ведения предмета могут ещё чем-то заниматься дополнительно. По приезде я сразу же начал искать единомышленников, братьев по разуму. Встретил одного мужчину, мы до сих пор с ним общаемся – Доброслав Дойчев. У него был свой клуб знатоков в Болгарии, и он также проводил игры с детьми. Я предложил устроить совместный турнир. Прошло 2 игры: одна на базе лагеря, другая на территории Варны, в кафе. Как бы одна — на нашем поле, другая — на их. У нас присутствовал даже переводчик-синхронист, болгарским детям надевали специальные наушники.

Лагерь был по сменам, ребята проводили там месяц. С сентября по декабрь приезжало 24 отряда по 25 человек. Я тогда придумал формат, при котором можно одновременно играть с 600 детьми. В лагере был огромный зал, в котором мы всех и разместили. В пространство перед сценой приглашалось 24 команды — по 6 человек от каждого отряда. Заранее были подготовлены задания. Для команд – «Что? Где? Когда?», 3 тура по 6 вопросов. В это время остальному отряду давались задания на карточке. Пока я проводил «Что? Где? Когда?» с командами, на трибунах тоже шла работа. Потом все это суммировалось и по коэффициенту выводился результат. Очень удачный опыт, при том невероятно интересный.

На самом деле за столько лет я проводил очень разные форматы. Например, был туристический семейный клуб, который попросил меня организовать подобные интеллектуальные игры именно между семьями. Я придумал, как это можно реализовать, и игра прошла замечательно. От каждой семьи выходил ребенок 5-7 лет, ребенок 10-14, папа, мама и бабушка. Такой формат, конечно, максимум до 10 команд. Всего было 4 конкурса. Например, первый – «Загадки для самых маленьких». Если ребенок отвечает, команда получает 2 очка, если нет – другие члены семьи могут помочь, тогда 1 очко. Потом конкурс для детей постарше, далее – для мам и пап. В итоге 2 часа пролетели как 15 минут.

К сожалению, в прошлом году мой друг и соратник Евгений Нехаев ушёл из жизни… В этом году приходится делать игры одному. Администрация МДП стала помогать в организационных вопросах. Но есть ещё несколько идей, например, игры для начальной школы. На их реализацию времени не хватает… Ну, и завершая нашу беседу, хочу сказать, что всегда рад новым участникам проекта.

Автор: Беседовала Кира Ткаченко
ТеГИ
Кубок Воробьёвых гор, интеллектуальные турниры, школьники, образование
Поделиться
Похожие новости