Новость общества

«Ласточка» вытеснит «Сапсан»? Необычная «орнитология» от РЖД

«Ласточка» вытеснит «Сапсан»? Необычная «орнитология» от РЖД

Фото © «Московская газета»

25.10.2023 в 13:57:00
2615

В 2022 году немецкая компания Siemens объявила об уходе с российского рынка. Одним из последствий этого стало прекращение поставок запчастей для российских скоростных поездов «Ласточка» и «Сапсан». Как РЖД будут выходить из этого положения?

О перспективах решения ситуации рассказал «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«Во-первых, необходимые комплектующие к «Сапсанам» и «Ласточкам» могут начать производить в стране, их производителям может быть оказана различная поддержка со стороны федеральных властей и регионов, — отметил Дмитрий Баранов. — Также требуемые детали и узлы могут быть закуплены в третьих странах, это может быть как оригинальная продукция, так и аналоги других компаний. Причём покупать могут как новую продукцию, так и бывшую в употреблении, но с достаточным рабочим ресурсом. Могут приобретаться комплектующие производства других стран в случае, если они подходят для установки на существующий подвижной состав».

Эксплуатация существующего подвижного состава продолжится, хотя могут быть введены определённые ограничения, чтобы безопасность пассажиров не пострадала, отметил эксперт.

«В стране производят разные виды подвижного состава для транспортировки пассажиров, так что пассажирские перевозки не прекратятся, в случае необходимости людей будут перевозить отечественные вагоны под отечественными локомотивами. Скоростные электропоезда имеют значительный срок службы и их продолжат использовать, параллельно решая проблему их ремонта», — заключил Дмитрий Баранов.

Если говорить про «Ласточки», то здесь завод «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма, Свердловская область) в достаточно быстрые сроки сориентировался, рассказал «Московской газете» член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Дмитрий Тортев.

«Еще в июле 2022 года завод нашел для поставок тяговой установки в качестве замены Siemens пермское предприятие «Новомет», — отметил Дмитрий Тортев. — Пермский партнер предоставил «Уральским локомотивам» свои патенты и наработки, а свердловское предприятие взяло на себя технологическую часть. Благо регионы, где находятся партнеры, расположены по соседству. При этом у «Уральских локомотивов» еще до санкций были налажены партнерские отношения более чем с сотней предприятий. Несмотря на некоторый скепсис, уже в июле этого года первый скоростной электропоезд из российских комплектующих был представлен в Екатеринбурге на «Иннопроме». В Верхней Пышме уже налажен серийный выпуск. По моим данным, к концу этого года предприятие должно выпустить 60 вагонов для РЖД, и темпы «Уральские локомотивы» будут наращивать. Поэтому даже если немецко-российские «Ласточки» будут со временем выходить из строя или ставиться на прикол из-за отсутствия сервисного обслуживания, то заменить их есть чем. Хотя отмечу, что пока у полностью импортозамещенной модели сертифицированная скорость составляет пока 160 км/ч. Со временем планируется поднять планку до 200 км/ч».

С «Сапсанами» история сложнее, заметил Дмитрий Тортев.

«Если «Уральские локомотивы» с 2011 года локализовали производство и даже начали выпускать свои наработки, то «Сапсан» так и остался полной копией немецкого Velaro, — сказал собеседник издания. — В 2016-2017 годах Siemens, к слову, рассматривал вопрос об открытии на площадках «Уральских локомотивов» производства «Сапсанов». Но это требовало громадных инвестиций, и идею положили на полку. Ситуация осложнилась после того, как Siemens отказался от сервисного обслуживания «Сапсанов», которые находятся в парке РЖД. Госкомпания судится с немецкой корпорацией, но на данный момент не вижу предпосылок для возвращения бывших партнеров из ФРГ».

Сейчас рассматриваются разные варианты для выхода из ситуации с «Сапсанами», сообщил Дмитрий Тортев.

«В частности, компания «Синара» (владеющая «Уральскими локомотивами») высказывала интерес к строительству производственных площадок для создания импортозамещенных «Сапсанов», — пояснил член экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы РФ. — Но предприятие рассчитывает привлечь к этому средства РЖД, а у госкомпании все инвестиции уже расписаны, и лишних средств нет. Рассматривается вопрос с привлечением необходимых комплектующих из Китая. Такие компоненты, как вагонная тележка, кузов и так далее могут собирать «Уральские локомотивы». Но и для создания импортозамещенного «Сапсана», и с применением китайских технологий ряд решений придется прорабатывать с нуля. На мой взгляд, проект по импортозамещению «Сапсанов» могут отложить в долгий ящик при наличии полностью отечественных «Ласточек» и уже налаженного цикла производства. Тем более, что в парке РЖД числится 16 «Сапсанов» и 260 «Ласточек». А последние достаточно распространены по всей стране, поэтому пока перевозчик сосредоточит ресурсы на заказах уже импортозамещенных поездов».

«Что-то «Синара» уже умеет производить сама, где-то будет осваивать производство новых видов комплектующих, — сказал «Московской газете» транспортный эксперт Яков Гуревич. — Что касается параллельного импорта запчастей к скоростным поездам, это сложнее, чем к автомобилям или даже самолётам. Поскольку тут есть только один поставщик, Siemens, а ремонтных баз, услугами которых можно пользоваться, в мире довольно мало. Те же самолёты можно отремонтировать в Иране и получить оттуда комплектующие, хотя и не все. Но возможно ли это для ремонта «Сапсанов», трудно сказать. К тому же, и «Ласточка, и «Сапсан» – это нестандартные поезда, адаптированные под Россию. Siemens в начале работал в Китае, но сейчас Поднебесная – великая железнодорожная держава и вряд ли пользуется услугами Siemens. У Китая нет таких поездов, страна применяет свои технологии. А ремонтные базы у Siemens в основном в Европе. Не факт, что все комплектующие, которые могут использоваться в Европе, могут подойти для «Сапсана». Из Европы, конечно, что-то продолжает приходить в Россию разными путями. Но зачем Siemens производить специализированные запчасти для «Ласточек» и «Сапсанов», если отношения с Россией прерваны? А вот какой объём таких запчастей Siemens выпускал ранее, это вопрос. РЖД могут отстаивать свои интересы в суде, что они, собственно, и делают. Но разрыв отношений произошёл на межгосударственном уровне. А возможностей для параллельного импорта запчастей ограничены».

Может быть, запчасти для «Сапсанов» удастся поставлять морем?

«У нас таких грузов не проходило, такие поставки, насколько нам известно, маловероятны», — сказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ласточка, сапсан, ржд, поезд
Поделиться
Похожие новости