Лавров дал понять, что Москва готова снижать напряжённость на энергорынке ЕС
Сегодня министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл встречу с представителями Ассоциации европейского бизнеса в нашей стране. Ожидаемо, главной темой разговора стал выход из газового кризиса, сложившегося на европейском рынке в последние несколько месяцев и обострившегося к концу сентября
Министр отметил, что к теме поставок газа сейчас приковано особое внимание. И это неудивительно, поскольку к началу отопительного сезона в хранилища стран ЕС так и не было закачано достаточное количество «голубого топлива», а цены сначала устремились в недосягаемые выси, достигнув на пике почти 2000 долларов за тысячу кубометров, а затем рухнули вдвое на фоне заявлений президента РФ Владимира Путина, что «Газпром» при необходимости готов поставить дополнительные объёмы газа. О том, что такая необходимость возникла уже давно, и все возможности для дополнительных поставок есть в наличии даже без всякого запуска «Северного потока – 2», ни Лавров, ни Путин упоминать не стали.
Ранее аналитик нефтегазовой сферы Михаил Крутихин высказал предположение, что «Газпром» своими действиями пытается вынудить ЕС отказаться от антимонопольных правил в отношении СП-2 и позволить российскому газовому концерну использовать трубопровод на полную мощность. Эксперт назвал тактику «Газпрома» своего рода «итальянской забастовкой», когда все действующие долгосрочные контракты неукоснительно выполняются, однако потребность покупателей в дополнительных объёмах не покрывается, несмотря на явную коммерческую выгоду от увеличения поставок.
Тем не менее, как и предполагали некоторые специалисты, реакция пока оказывается обратной. Пять стран ЕС уже инициировали расследование реальных причин резкого скачка газовых цен. Франция, Испания, Греция, Румыния и Чехия в совместном заявлении также призвали Евросоюз внедрить механизмы координирования закупок газа на уровне союза для усиления переговорных позиций с поставщиками, а сертификация СП-2 так и не ускорилась. Также нет данных о намерениях Еврокомиссии отказаться от требований антимонопольного законодательства в отношении «Газпрома».
И вот на сегодняшней встрече с европейскими предпринимателями Лавров пообещал, что Россия поможет найти выход из острого энергетического кризиса. «Мы знаем, это не скрывают Соединенные Штаты, они прямо говорят, что сотрудничество с Россией противоречит интересам энергобезопасности Европы. Они хотят нас поссорить в этой сфере, понизить нашу взаимозависимость. Потому что Европа зависит на 35%, по-моему, от российского газа. Но мы-то тоже зависим в значительной степени от тех, кто этот газ покупает. Это же трубопроводы, их нельзя развернуть», — отметил министр.
Эта цитата интересна сразу по нескольким причинам. Получается, что Лавров в одной фразе публично снял всякую ответственность за возникшую ситуацию с самой России и в то же время продемонстрировал готовность к примирению, подчёркивая взаимный характер зависимости. Видимо, в Москве всё же предпочтут запускать СП-2 в соответствии с европейскими нормами, чем наблюдать ускоренный переход стран ЕС на альтернативные источники поставок газа и других видов топлива.
Хотя тема газа и стала на встрече ключевой, были обсуждены и некоторые другие вопросы. Так, Лавров позитивно отозвался о процессе регистрации российской вакцины против коронавируса «Спутник V» в ЕС. Он отметил, что диалог с Европейским агентством лекарственных средств продолжается, и положительный результат может быть достигнут достаточно скоро. Глава российской дипломатии также посетовал, что европейские политики требуют от России не оказывать влияния на процессы в африканских странах. Он заявил, что мешать сотрудничеству РФ со странами Африки на основании того, что они далеко друг от друга находятся – это средневековье. Он заметил, что европейские страны участвуют в решении различных проблем в Закавказье или Центральной Азии, но не хотят видеть Россию в Африке. Эти слова стали ответом на реплику еврокомиссара по внешней политике Жозепа Борреля, якобы сказанную Лаврову во время Генассамблеи ООН. Тогда, по словам самого же российского министра, Боррель потребовал от России не сотрудничать с африканскими странами в области безопасности, потому что это сфера влияния Европы.
Дипломатический спор возник из-за того, что бойцы российской частной военной компании по договорённости с местными властями приступают к борьбе с терроризмом в Мали. Глава российского МИД подтвердил эту информацию в ходе своей пресс-конференции на Генассамблее ООН в сентябре этого года.
В заключение, Сергей Лавров пообещал, что МИД приложит усилия для облегчения сотрудничества бизнесов Евросоюза и России. Министр выразил надежду, что европейские предприниматели в нашей стране будут чувствовать себя комфортно. И это – единственный обнадёживающий итог встречи. Несмотря на большое количество разногласий и спорных моментов Россия и Европа друг в друге нуждаются, и сотрудничество в том числе в разных сферах предпринимательства будет продолжено.