Новость общества

Логика в проекте ВСМ есть, но воспользоваться поездками смогут не все

Логика в проекте ВСМ есть, но воспользоваться поездками смогут не все

Фото: Московская газета

12.09.2024 в 17:48:00
883

Для кого повысится комфорт поездок Москва-Санкт-Петербург

Уже в этом месяце должно начаться строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Об этом на Восточном экономическом форуме рассказал вице-премьер Виталий Савельев, недавно перешедший на этот пост с должности министра транспорта. Строительство ВСМ обсуждается много лет, однако сейчас этот проект, кажется, как никогда близко подошёл к стадии практической реализации. Специализированная двухпутная магистраль, которая уже в 2028 году должна связать две столицы, позволит доезжать из Москвы до Петербурга за 2 часа 15 минут благодаря тому, что по ней смогут ходить поезда с максимальной скоростью до 400 км/ч.

Макет вагона такого поезда недавно был продемонстрирован широкой публике на выставке «Московский транспорт – 2030» на Манежной площади. Состав «Белый кречет» сможет развивать скорость до 400 км/ч и перевозить до 460 пассажиров. Мэр Москвы Сергей Собянин уточнил, что от Москвы до Твери на таком поезде можно будет доехать за 39 минут. Виталий Савельев, в свою очередь, назвал строительство 100-километрового участка Москва – Тверь первоочередной задачей, поскольку именно там будут проходить испытания новые поезда.

При этом прогнозируемая стоимость проезда по ВСМ недавно существенно выросла. Если в феврале сообщалось о стоимости билета на уровне 7,7 тыс. рублей, то теперь Савельев говорит уже примерно о 10 тыс. рублей за место. Зампред правительства уточнил, что проект ожидается весьма затратным. Вместе с сопутствующими расходами на него планируется выделить из бюджета около 1,755 трлн рублей.

На этом фоне не все эксперты уверены в необходимости реализации именно этого проекта. Так, директор по решениям в сфере общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин отмечал, что властям следовало бы сосредоточиться на связности всех регионов, а не только двух крупнейших городов. Приоритетной задачей эксперт называл налаживание качественного пассажирского сообщения и между другими региональными центрами. Также он обратил внимание на отсутствие в России наиболее передовых технологий укладки путей. Скорость «Сапсана» Валдин назвал вполне достаточной, поскольку для пассажиров нет принципиальной разницы, 3 или 2 часа им придётся добираться до Петербурга, а вот необходимость научиться ровно укладывать пути действительно насущная.

С осторожностью к проекту ВСМ Москва – Петербург отнёсся и преподаватель РГСУ, эксперт в сфере государственного и муниципального управления Яков Якубович, с которым побеседовал журналист «Московской газеты».

По словам Якубовича, для успеха любого проекта необходимо в первую очередь сформулировать и обосновать проблему, которую благодаря этому проекту удастся решить. И в данном случае серьёзность проблемы отнюдь не очевидна.

«Во-первых, 10 тысяч рублей за билет – всё-таки великоватая сумма для простого гражданина. Воспользоваться подобной услугой смогут либо достаточно обеспеченные люди, либо командировочные, которым билеты оплачивает компания. Во-вторых, без сомнения, в пиковые даты, дни недели и время суток за эту цену билет купить не получится. Достаточно взглянуть на цены на пятничный или воскресный «Сапсан», если билеты на него вообще имеются. В-третьих, есть более востребованное направление — южное. Билетов туда по вменяемой цене не купить. Конечно, важным фактором являются неработающие аэропорты. Но и при работающих, например, в Минводах, цены на авиасообщение кусаются. Особенно в пиковые даты и дни недели. В-четвертых, непонятно, какую проблему решает ВСМ Москва – Петербург, кроме, конечно, статусности проекта и видимой логичности, ведь статистически именно между этими двумя мегаполисами самый большой пассажиропоток. Стоит вопрос о том, улучшится ли в действительности транспортная связность. Сейчас между двумя столицами курсируют «Сапсаны», на которых можно перемещаться достаточно быстро. Альтернативой им являются самолеты. «Аэрофлот» и вовсе ввел систему шаттлов. Есть платная магистраль, которая позволяет доехать на собственном или арендованном авто за 6 часов от дверей до дверей. В общем, в транспортной связности столиц, на самом деле, никаких проблем нет. А сокращение времени на высокоскоростном поезде с 4 часов до 2:15 особо роли не сыграет», — констатировал Якубович.

По словам эксперта, нельзя считать весомым аргументом и прохождение этой магистрали через Тверь или Великий Новгород, ведь проблем добраться до этих городов также нет.

«В сухом остатке получается, что при кажущейся логичности проекта ВСМ в реальности повысится комфорт лишь тех, кто может себе позволить такие поездки (да и это спорно). При этом бизнес «быстрее и эффективнее» работать не станет. Просто те, кому это очень нужно, за бюджетный счет построят удобную инфраструктуру. И уйдет на это очень приличная сумма — 2 триллиона по самым скромным прогнозам. Ведь по другим инфраструктурным проектам видно, что итоговая стоимость оказывается заметно выше изначальных расчётов. Скорее всего, из бюджета будет выделена только часть. Но эти средства можно направить на другие цели. В конце концов, на такую же ВСМ, но по более востребованным направлениям, или на другие инфраструктурные проекты. Благо при нашей территории потребностей в них более чем достаточно», — заключил Яков Якубович.

К слову, РЖД обещают после первой высокоскоростной магистрали построить ещё четыре, которые свяжут Москву с Екатеринбургом, Адлером, Минском и Рязанью. Строительство целой сети ВСМ уже одобрено президентом РФ Владимиром Путиным. Однако сроки строительства других магистралей пока не анонсированы, как и общая стоимость этого грандиозного проекта. А причины именно такой очерёдности строительства высокоскоростных железных дорог, за исключением высокого формального и неформального статуса двух столиц, остаются неясными.

Между тем, руководитель направления железнодорожного транспорта ЦЭИ Никита Макуцкий уверен, что появление ВСМ из Москвы в Питер высвободит железнодорожные линии для грузовых и пригородных поездов.

«Запуск «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом привел к необходимости практически полностью ликвидировать грузовое движение на главном ходу Октябрьской железной дороги, а также кардинально сократить количество пригородных электричек, выполняющих социально значимую функцию. Создание специализированной линии ВСМ решило бы и эту проблему», — сказал он.

Проект ВСМ, по мнению Макуцкого, также даст положительные социально-экономические эффекты для территории реализации проекта и для страны в целом.

«Это и эффекты инвестиционного спроса на стройматериалы, и продукцию отечественного машиностроения, в частности, высокоскоростные поезда. Это агломерационные эффекты для прилегающей территории в виде расширения рынков труда: люди смогут найти более высокооплачиваемую работу, а работодатели — лучших специалистов, а также расширения рынка услуг и развлечений. Вырастет безопасность за счет снижения количества поездок на личном автомобильном транспорте, плюс это даст экологические эффекты», — рассказал руководитель направления железнодорожного транспорта ЦЭИ.

Ранее вице-премьер РФ Виталий Савельев заявил, что по оценке «Российских железных дорог» (РЖД), провозные мощности увеличатся на 35 млн тонн после запуска первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург.

«Примерная оценка, которую РЖД делают, это 35 млн тонн дополнительных грузов мы сможем провозить благодаря тому, что мы сместим пассажирское движение, вынесем на отдельную эстакаду по ВСМ», – сказал он, добавив, что в настоящее время главной задачей планируется начать строительство ВСМ, его ожидают в сентябре.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
ВСМ, Москва, Санкт-Петербург, поездки
Поделиться
Похожие новости