Новость общества

Москва отняла у Питера лидерство в развитии электротранспорта

Москва отняла у Питера лидерство в развитии электротранспорта

Фото © «Московская газета»

09.12.2021 в 17:31:00
1827

В следующем году в Москве появится 50 зарядных станций для электромобилей. На эти цели из городского бюджета будет выделено 130 млн рублей. Сегодня в столице функционируют 109 зарядных станций, причем 42 из них являются быстрыми – зарядить электромобиль можно за 20 минут. Хотя пока это немного, в масштабах всей страны это неплохие показатели

Рынок электромобилей пока находится в зачаточном состоянии, но уже есть энтузиасты нового вида транспорта. На начало 2021 г, в России начитывалось 10836 электромобилей, это на 71% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На сегодняшний день парк вырос до 12 тыс. единиц. Более 80% электромобилей в России – это Nissan Leaf, всего представлено 18 моделей 14 брендов. С начала 2020 по начало 2021 года продажи таких машин выросли в пять раз, подержанных – более чем наполовину.

Конечно, пока это очень мало. Общий объем рынка автотранспорта в России составляет 1,7 млн приобретаемых автомобилей, таким образом, на электромобили сейчас приходится всего 0,5% рынка. По прогнозам Минэкономиразвития, к 2030 году продажи вырастут до 393 тыс. в год, а доля — до 16%. К этому времени в России будет уже 1,5 млн электромобилей или 2,3% от общего числа машин.

Это уже солидные цифры, и такое количество электромобилей потребует более-менее развитой инфраструктуры – зарядных станций и соответствующих силовых коммуникаций и мощностей.

В конце августа была утверждена Концепция по развитию производству и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года. В рамках программы планируется создать на территории страны собственную производственную базу по выпуску электромобилей, провести локализацию их производства, разработать необходимую транспортную инфраструктуру, вывести на рынок и стимулировать спрос на новые продукты в сфере электрического транспорта.

На первом этапе реализации концепции до 2024 года планируется запустить в эксплуатацию не менее 9,4 тыс. зарядных станций, причём не менее 2,2 тыс. из них – быстрые аккумуляторы; организовать производство и выпустить не менее 25 тыс. электромобилей.

На втором этапе, с 2025 по 2030 годы, долю производства электромобилей хотят довести до 10% общего объема выпуска всех транспортных средств. Также в планах — запустить производство ячеек для аккумуляторных батарей, катодных и анодных материалов. С 2025 по 2030 год будут выпускать не менее 72 тыс. зарядных станций, причём 28 тыс. из них — быстрые.

Сегодня в России функционируют около 1300 зарядных станций. Пока это очень мало, и многие владельцы электромобилей предпочитают заряжать их дома. Электромобиль питают от сети 220 вольт, хотя это занимает больше времени, чем стандартный процесс зарядки на станции.

Санкт-Петербург, где на сегодняшний день насчитывается около 90 зарядных станций, заметно отстает от Москвы. Здесь планируется установить 56 станции быстрой зарядки. В первую очередь они появятся на трассах, соединяющих город с Финляндией и Эстонией.

Стоит отметить, что ранее именно Санкт-Петербург держал лидерство в развитии инфраструктуры для электротранспорта, прежде всего, в принятии соответствующих нормативно-правовых документов. Северная столица первой разработала региональный документ в части развития зарядных станций, а также стала первым городом, внесшим необходимые изменения в правила застройки – всех застройщиков обязали устанавливать зарядные станции при строительстве новых и реконструкции старых объектов жилой и коммерческой недвижимости.

Тем не менее, сегодня Петербург не вошел в число пилотных регионов, где, согласно принятой Концепции будет развиваться инфраструктура для электротранспорта, зато туда попала Ленинградская область.

Возможно, причину следует искать в кадровых перестановках – если раньше продвижением идеи электротранспорта занимался кто-то из администрации, то теперь таких «лоббистов» в городе, похоже, нет, чем и объясняется такое отставание.

Стоит отметить, что изначально в Санкт-Петербурге устанавливались в основном быстрые станции, тогда как в Москве, напротив, большую часть составляли медленные. Таким образом, Питер лидировал не только в плане принятия законодательства, но и в плане технологий.

Впрочем, председатель базирующейся в Северной столице Ассоциации развития электромобильного транспорта Ия Гордеева надеется, что городу удастся вернуть лидерство.

«Мы участвовали во всех тематических совещаниях и мероприятиях. Но последние два года никаких событий в области электротранспорта в Санкт-Петербурге не происходит. Мы надеемся, что Санкт-Петербург попадет во второй эшелон пилотных регионов и будет вынужден развивать инфраструктуру и электротранспорт», — отметила она.

Сейчас инфраструктура для электроавтомобилей активно создается на четырех основных автомобильных рынках – в США, ЕС, Китае и Японии. Там на уровне правительств приняты планы установки сетей зарядных станций, и их уже строят. Так, в Китае на конец 2020 года их количество составило 1,8 млн.

Из-за технических ограничений электромобили не могут эффективно использоваться в регионах с холодным климатом. Сюда входит и значительная часть территории России. В таких регионах скорее будут больше востребованы автомобили с ДВС.

Батареи на морозе быстро садятся, поэтому зимой запас хода электромобиля после зарядки существенно меньше, чем летом. С другой стороны, в отличие от автомобиля с ДВС, электромобиль не нужно прогревать зимой, ехать можно сразу же после включения.

Электромобили становятся все популярнее по мере удешевления их покупки и эксплуатации. Сегодня модель Yuan S2 производителя BYD можно приобрести примерно за $25 тыс. На этом авто можно проехать 410 км. Столько же стоит автомобиль и у Seat Mii electric с пробегом 260 км. Эксперты уверены: цены на электромобили будцт снижаться по мере падения стоимости аккумуляторов. Ожидается, что в 2023 году цена электромобиля составит $100 за киловатт-час, что удешевит его эксплуатацию до уровня, сравнимого с бензиновыми авто.

Автор: Мария Артемова
ТеГИ
москва, санкт-петербург, электромобиль, лидерство
Поделиться
Похожие новости