Новость общества

Названы причины провалов асфальта в Санкт-Петербурге

Названы причины провалов асфальта в Санкт-Петербурге

Фото © «Московская газета»

08.12.2025 в 17:10:00
78

Коммунальные аварии Санкт-Петербурге в 2025 году ставят вопрос о диагностике городской инфраструктуры и контроле за качеством исполнения работ

В этом году в Северной столице произошёл ряд коммунальных аварий. В октябре прорыв старого канализационного коллектора привёл к провалу асфальта на улице Харченко и временной эвакуации многоквартирного дома (а в декабре петербуржцы жалуются на зловонный запах из провала, – прим. авт.). При этом жители района отмечали проседание грунта и неприятный запах ещё за год до того, как произошел инцидент. В ноябре в районе Светлановской площади подрядчик, проводя земляные работы, повредил коммуникации, это привело к провалу грунта и на некоторое время парализовало движение на проспекте Энгельса. 13 ноября прорвало тепломагистраль на улице Маршала Захарова, из-за чего «образовалась яма на проезжей части в районе пересечения с улицей Кузнецова».

Главная причина провалов асфальта в Петербурге – игнорирование современных возможностей диагностики состояния теплосетей, отметила в беседе с «Московской газетой» аналитик Народного фронта Светлана Калинина.

«В Петербурге много молодых научных специалистов, у города есть разработанная местными вузами аппаратура для сканирования системы коммуникаций на коэффициент износа и возможных чрезвычайных ситуаций. Например, это Политех, ИТМО», — рассказала эксперт.

Однако, по словам Светланы Калининой, история с провалами асфальта повторяется в Петербурге каждый год с началом сезона дождей.

«В этом году лето было то жарким, то дождливым, погода была нестабильной. Также нужно учитывать, что Петербург стоит на болотах. Эти факторы тоже влияют на провалы асфальта», — отметила представитель НФ.

В Санкт-Петербурге и других городах РФ необходимо использовать специальное оборудование для сканирования автодорог, мостов и других важных объектов. Но такой практики до сих пор нет, при этом чиновники в крупных городах часто отчитываются о готовности инфраструктуры мегаполисов к зиме на 90% и более, говорит Светлана Калинина.

«В Петербурге в «Экспо-центре» проходит самая большая в стране выставка, посвящённая строительным коммуникациям. И каждый год в осенне-зимний период – одни и те же ситуации с асфальтом. А подготовка к зиме – только внешняя», — отметила аналитик. 

Бывает так, что при прокладке новых коммуникаций повреждаются старые.

«Даже если починить трубу в одном месте, её может прорвать в другом по причине коррозии. В Петербурге кругом вода, болота, кислоты. Всё изрыто тоннелями метро, строительными работами. При этом провалы не возникают на пустом месте, обычно за несколько недель над местом провала идёт пар. Требуются сканирование теплосетей в полном объёме и персональная ответственность чиновников за подготовку коммуникаций к зиме», — заключила Светлана Калинина.

В кейсах, связанных с провалами асфальта в Санкт-Петербурге в 2025 году, речь идёт в том числе о недочётах и недоделках подрядных организаций, рассказала «Московской газете» политолог Юлия Милешкина (Санкт-Петербург).

«Есть три слабых места: качество работы подрядчика, качество диагностики и технических заданий, погодные условия и некоторые климатические изменения.

Важный момент – качество укладки асфальта. Есть современные технологии долгосрочной укладки асфальта, которые позволяют класть асфальт в снег. Это возможно при качественном подрядчике. Большая часть работ проводится летом, но иногда из-за конкурсных процедур это приходится делать в январе. Возможно, что в местах провала асфальта в районах Петербурга ранее была нарушена технология его укладки. Подрядчики зачастую пытаются сэкономить средства, дают на торгах низкие цены за свои услуги, реализуют эту историю, как могут. А чиновники подписывают документы и принимают работу как есть. Поэтому ответственность лежит на всех участниках. Только совместными усилиями властей и подрядчиков возможно добиться качественной укладки асфальта по ГОСТу, чтобы не повторялось таких вопиющих историй», — считает Юлия Милешкина.

Ранее вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Кропачев отмечал, что помимо износа канализационного коллектора аварию на улице Харченко могло спровоцировать движение грунтов в зоне геологического риска. Провал на Светлановской вице-губернатор объяснил ошибкой, допущенной сторонней организацией, осуществлявшей бурильные работы, и заявил об отсутствии связи между аварией и строительством нового канализационного коллектора в этом районе. Ситуацию взял на личный контроль губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. В Смольном объяснили, почему с сентября 2024 г. не представлялось возможным ликвидировать просадку грунта на ул. Харченко.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Санкт-Петербург, дорога, асфальт
Поделиться
Похожие новости