Новость общества

Несанкционированный митинг без задержаний: здравый смысл взял верх над стремлением «закрутить гайки»?

Несанкционированный митинг без задержаний: здравый смысл взял верх над стремлением «закрутить гайки»?

Фото © «Московская газета»/Ксения Куркатова

01.09.2019 в 14:56:00
4983

Несмотря на призывы к революции, звучавшие на несанкционированном митинге в Москве 31 августа, силовой реакции правоохранителей не последовало

Когда юрист ФБК Любовь Соболь анонсировала в своем Instsgram «мирное шествие» от памятника Грибоедову до Пушкинской площади и призывала всех присоединиться к нему, мало кто сомневался, что события будут развиваться по силовому сценарию. 

То есть, все ждали противостояния протестующих с полицейскими и росгвардейцами, массовых задержаний и прочих «прелестей», неизбежно сопутствующих несанкционированным акциям. Собственно, и начиналось все так же: с предупреждений власти о том, что акция незаконна, и за участие в ней может последовать ответственность… 

Тем не менее, в субботу примерно к 13 часам народ начал подтягиваться к памятнику Александру Грибоедову на Чистопрудном бульваре. Вначале журналистов собралось значительно больше, чем протестующих, а вот полицейских, вопреки ожиданиям, было очень мало. Несколько активных дам из протестующих с удовольствием беседовали с представителями СМИ. Пикетчицы говорили про политические репрессии, про то, что становится все хуже и хуже, а поэтому нельзя молчать, а нужно, наоборот, выходить на улицу.

Некоторое оживление вызвало появление на Чистых прудах лидера «Яблока» Григория Явлинского. Он высказался против политических репрессий и раскритиковал предложенное главой ФБК Алексеем Навальным «умное голосование», смысл которого сводится к тому, что нужно объединиться и проголосовать за самого перспективного на округе оппозиционного кандидата. Явлинский считает, что голосование за кандидатов от КПРФ и ЛДПР «умным» не является. 

Посетил Чистые пруды и политик Леонид Гозман. В беседе с журналистами он сказал, что власть чрезвычайно испугалась массового протеста, и нельзя исключать введение чрезвычайного положения. Приняла участие в акции и Любовь Соболь.

Наконец, несогласные граждане, которых, по разным данным, к тому времени собралось уже от 500 до 2 тысяч, отправились гулять по бульварам в сторону Пушкинской площади. Толпа скандировала «Мы здесь власть!», «Свободу политзаключенным!», «Насилию нет оправдания!» — и другие, не менее содержательные лозунги.

С десяток бойких девушек несли растяжки с текстом в поддержку сестер Хачатурян и против домашнего насилия, сопровождая свое движение соответствующими высказываниями. Они говорили, что нужен закон о домашнем насилии, что требуется кризисный центр в каждом районе, а потом, словно вспоминая о теме мероприятия, дружно кричали: «Свободу политзаключенным!»

Уже на Пушкинской площади, как сообщает «Царьград», между собравшимися случился спор по поводу отношения к сестрам Хачатурян: один из мужчин вырвал у девушек плакат в их поддержку, а другой не согласился с такой реакцией. Произошла драка.  

Во время шествия правоохранители вели себя лояльно, просили только не перегораживать проезжую часть. Участники акции, надо отметить, отнеслись к этим просьбам с пониманием. Да и на площади действия силовиков ограничивались предупреждениями о незаконности акции и предложениями разойтись, которые, понятное дело, собравшиеся игнорировали. Не отреагировали силовики и на откровенные призывы к революции. Правда, когда в толпе прозвучали призывы идти на Тверскую, полицейские и росгвардейцы оцепили площадь, но потом, видимо, протестующие отказались от этой идеи, и оцепление сняли.

Журналисты работали свободно: им не чинили препятствий ни митингующие, ни полиция. Однако когда на месте события появилась съемочная группа телеканала «Россия 1» во главе с корреспондентом Ярославом Красиенко, ее взяла в кольцо толпа протестующих, не позволяя снять сюжет. Люди выкрикивали «Позор!», «Уходи!» и прочие эпитеты, не подлежащие цитированию в СМИ. В итоге Красиенко вынужден был скрыться в метро.

В районе пяти часов вечера собравшиеся начали расходиться, а к половине седьмого на Пушкинской площади остались, пожалуй, только самые стойкие числом не более полутора десятков. По сведениям полиции, в акции приняли участие порядка 750 человек, по другим данным, протестующих было около 5 тысяч.

Информации о задержаниях нет.

Естественно, главный вопрос — чем объясняется столь спокойная реакция власти?

«Вполне вероятно, что среди принимающих решения возобладал здравый смысл, и силовикам была дана команда реагировать только на какие-то серьезные нарушения, однако протестующие таких нарушений не допустили», — прокомментировала «Московской газете» управляющий партнер консалтингового агентства «Lutsik, Shlimazl & Potz» («Люцик, Шлимазл и Поц») Венера Люцик. — «Однако сейчас власть, говоря шахматной терминологией, поставила себя в положение цугцванга — когда любой ход ведет к ухудшению позиции. За силовые действия на вчерашней акции последовали бы обвинения в «закручивании гаек», а отсутствие таковых привело к упрекам в слабости».

По словам Венеры Люцик, «речь идет о системном кризисе, поэтому даже верные тактические шаги не будут в полной мере способствовать его разрешению. Ну а раз кризис системный, то и решения должны быть системные».

«В данном случае таким решением может быть серьезный пересмотр норм избирательного законодательства в части сбора подписей и регистрации кандидатов. Необходимо допускать до выборов всех, кто хочет принять в них участие, а уж избиратель сам разберется, за кого голосовать», — подытожила управляющий партнер «Lutsik, Shlimazl & Potz».

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Москва, оппозиция, протесты, шествие
Поделиться
Похожие новости