Новость общества

Организация беспорядков в Москве — последний шанс несистемной оппозиции?

Организация беспорядков в Москве — последний шанс несистемной оппозиции?

Фото © «Московская газета»

18.07.2019 в 23:44:00
29289

По мнению ряда экспертов, кампания по сбору подписей для выдвижения в Мосгордуму показала неспособность представителей несистемной оппозиции к конструктивной и созидательной работе

С самого старта подписной кампании стало ясно, что несистемная оппозиция будет действовать в привычном для себя ключе. Так, глава Красносельского муниципального округа Илья Яшин и юрист ФБК Любовь Соболь почти сразу же обвинили мэрию в засылке провокаторов в их штабы. Правда, доказательств, как обычно, представлено не было. Потом прокатилась волна обнаружений квартир, где якобы «рисовались» подписи за разных кандидатов — то провластных, то оппозиционных. Только вот правоохранители почему-то до сих пор не комментируют эти сенсационные разоблачения…

Во время кампании по сбору подписей все оппозиционеры говорили о впечатляющих результатах и о массовой безоговорочной поддержке их кандидатур. Однако в ходе проверки подписей стали обнаруживаться интересные нюансы. Так, Геннадию и Дмитрию Гудковым, Константину Янкаускасу, Ивану Жданову, Кириллу Гончарову и Юлии Галяминой было отказано в регистрации по причине большого количества «брака» в поданных для проверки подписных листах. Оппозиционеры традиционно заявляли о предвзятости проверок.

14 июля, в воскресенье, оппозиционеры вывели своих сторонников на улицы Москвы. В акции приняли участие Дмитрий Гудков, Илья Яшин, Сергей Митрохин, Любовь Соболь, Иван Жданов и ряд других известных политиков. Мероприятие не было согласовано, однако полицейские вполне спокойно реагировали на то, как толпа примерно в 1000 человек вначале направилась от Новопушкинского сквера к мэрии Москвы, а потом к зданию Московской городской избирательной комиссии. К активным действиям полиция перешла только около восьми вечера, после того как протестующие стали разворачивать палатки и организовывать подвоз воды. Были задержаны 33 человека, двоим потребовалась медицинская помощь. Среди задержанных оказались и организаторы акции, однако вскоре все были отпущены.

Вопрос об ответственности политиков, призывающих людей на несанкционированное шествие, остается открытым…

Наверно, своеобразным моментом истины можно считать заседание ОИК района Арбат, состоявшееся 16 июля. На нем рассматривался вопрос о регистрации в качестве кандидата протеже Алексея Навального, юриста ФБК Любовь Соболь. В поданных ею подписях при проверке обнаружили почти 15 процентов брака – вместо установленных законом 10. Всего признаны недостоверными или недействительными 725 подписей: 387 не устроили экспертов-графологов, 268 подписей содержат сведения об избирателе, не соответствующие действительности. В 44-х подписях обнаружили недостоверные сведения о сборщиках, также нашли 24 подписи одного и того же человека.

Однако самое интересное не в этом: оказалось, что выдвижение Соболь «поддержала» своей подписью бывший секретарь ТИК Лилия Симакова, скончавшаяся 16 мая — то есть, еще до начала подписной кампании. Во время заседания члены комиссии предложили почтить память коллеги минутой молчания, однако Соболь возразила, что этим нарушается повестка.

В этот же день вынесено решение об отказе в регистрации в качестве кандидата в Мосгордуму по 23-му округу Ивану Кульневу: у него забраковали все 100 процентов подписей! В числе прочего, в подписях за Кульнева обнаружились порядка 70 «мертвых душ» — то есть, подписи умерших людей.

«Я больше 20 лет работаю в избирательной комиссии, сам выдвигался в депутаты. Но такого безобразия я еще не видел. Вся ваша короткая кампания, господин Кульнев, проходила со скандалами: сначала вы привлекли к агитации несовершеннолетних, полиции пришлось вмешиваться и реагировать на это нарушение закона. Затем в ваших подписях обнаружились многочисленные нарушения, часть из них, хочу отметить, тянет на возбуждение уголовного дела на вас и ваших сборщиков. А самое главное, господин Кульнев, в ваших подписях обнаружились умершие — «мертвые души», — сказал во время заседания комиссии член рабочей группы по проверке подписных листов Юрий Лисицын.

Так называемые «мертвые души» в изрядном количестве обнаруживались и в подписях других кандидатов. По мнению политтехнологов, это может свидетельствовать о работе не с живыми избирателями, а с приобретенными не вполне законным образом базами данных, содержащими персональные сведения: ФИО, адреса, паспортные данные, личные подписи. Однако нередко продаются старые базы, а проверить их корректность в рамках короткой подписной кампании просто невозможно. Но время идет, и некоторые из тех, кто жил и здравствовал по базе, допустим, 2017 года, в 2019-м уже переселился в лучший мир — правда, пользователи базы об этом не знают, и аккуратно «рисуют» автограф за умершего человека. Вот так, собственно, и могут появляться «мертвые души» в подписных листах.

Интересная история вышла с главой Красносельского муниципального округа Ильей Яшиным: комиссия уличила его в использовании служебного положения во время кампании по сбору подписей. Установлено, что ссылки с ряда страниц официального сайта муниципального образования вели на видеоролики, которые можно расценить как агитацию. Выходит, оппозиционный политик оказался грешен в том, в чем неоднократно обвинял власть — в использовании административного ресурса?

Любовь Соболь после отказа в регистрации повела себя в своей обычной парадигме: призвала народ ежедневно выходить на Трубную площадь — то есть, к массовым несанкционированным акциям. Однако народ как-то не торопится прислушиваться к ней: вечерами на Трубной малолюдно, и выступления немногочисленных сторонников запутанны и малопонятны.

Что же остается политику, чтобы хоть как-то раскачать обстановку и привлечь внимание к своей персоне? Поставить палатки в районе Садового кольца или прямо на Красной площади? Приковать себя наручниками к перилам лестницы в здании МГИК? Или, может, в следующий раз все-таки попробовать договориться с живыми избирателями, предложив им хоть какую-нибудь позитивную повестку?

А пока несистемная оппозиция так и остается маргинальной силой, находящейся, несмотря на весь создаваемый ею шумовой эффект, на обочине политического мейнстрима. И это в то время, когда практически все эксперты говорят, что в стране вызрела ситуация, требующая для дальнейшего развития государства и общества сильных конструктивных оппозиционных политиков, способных «взбодрить» существующий режим, который в последнее время принимает все больше непопулярных среди подавляющей части населения решений.

Хотя на этих провальных для представителей оппозиции выборах в Мосгордуму они сделали один существенный для себя шаг вперед — пару раз смогли без взаимных оскорблений и ругани выступить на Трубной площади вместе.

Автор: Алексей Нилов
ТеГИ
Москва, Мосгордума, выборы, оппозиция
Поделиться
Похожие новости