Новость общества

Осадки в городах РФ становятся проблемой из-за неисправных ливнёвок

Осадки в городах РФ становятся проблемой из-за неисправных ливнёвок

Фото © «Московская газета»

09.06.2025 в 17:32:00
109

Как выяснила «Московская газета», строительство и содержание ливневый канализаций за последние годы стало проблемой российского ЖКХ. В то же время разрабатываются инструменты для их модернизации

В Ростове-на-Дону пытаются сделать ливневую канализацию безопасной

В Ростове-на-Дону ливневая канализация стала одним из самых болезненных вопросов, рассказала «Московской газете» депутат гордумы Ростова-на-Дону Наталья Оськина.

«Состояние ливнёвок приводит к трагедиям. В 2023 в Ростове во время сильного ливня в ливнёвке погибла пожилая учительница. В 2016 году — школьница. Ливнёвки забиты и не успевают отводить дождевые воды. Дело в том, что Ростов стоит на холмах, и из-за перепада высот глубина дождевого потока в некоторых местах может достигать человеческого роста. По результатам проверки 2023 года, более 70% ливневых канализаций в городе — бесхозные. Власти периодически чистят участки в некоторых районах, но большого эффекта это не приносит», — рассказала Наталья Оськина.

Схема ливневой канализации в Ростове-на-Дону была впервые утверждена в 2023 году бывшим мэром Алексеем Логвиненко. Уличные водоотводы в городе чистили в 2023 и 2024 гг. В 2024 году расходы города на содержание ливневых канализаций выросли до 177 млн рублей. В 2025 году столица Дона увеличит эти расходы на 7%. С 2025 года ливнёвки планируется перевести на коммерческое содержание, будет ввёден тариф на пользование ливнёвками для юридических лиц, до 2036 года Ростову предстоит построить 315 км новых сетей водоотведения.

От потопа до потопа

Состояние ливневых канализаций в регионах можно оценить как неудовлетворительное, рассказал «Московской газете» независимый эксперт ЖКХ Павел Склянчук.

«При развитии городов долгие годы не уделялось внимание системе ливнёвок. Когда в крупных городах проходят сильные дожди, а в последние годы это случается чаще, существующих ливнёвок очевидно не хватает, и образуется эффект «ванной»: вода быстро переполняет ливневку и не успевает уходить под землю. В малых городах, где площадь асфальтирования меньше, это не так заметно, но потоки воды все равно создают локальные неудобства. При этом во многих дворах нет асфальта и в помине не было никакой ливнёвки, поэтому там часто заливает подъезды. Ливневка нужна не только крупным улицам, но и дворам», — рассказала эксперт.

Как отметил Павел Склянчук, при строительстве и проектировании дорог в России не всегда осуществляется нормативный контроль за установкой и пропускной способностью ливневых канализаций.

«Но главная проблема – непонятно, на чьём балансе должна находиться ливнёвка. Либо это часть водопроводно-канализационного хозяйства, и тогда за её состояние отвечают водоканалы, а обслуживание ливнёвки закладывается в тарифы. Либо структуры городского хозяйства должны содержать их напрямую из бюджета. Либо это должны делать дорожники. В этом вопросе царит большая неразбериха. Ливнёвок у нас не так много, и не все они находятся в нормативном состоянии», — заметил независимый эксперт ЖКХ.

Вряд ли можно быстро спроектировать, модернизировать системы ливневой канализации и внедрить их в городскую среду, считает Павел Склянчук.

«Но там, где сейчас происходят проекты благоустройства и КРТ, было бы правильно, если бы кто-то в городах следил за ливнёвками, потому что они очевидно помогают справиться с дождевыми водами, а также помогают жителям в каких-то аномальных природных катаклизмах. Неисправность ливневых канализаций наносит ущерб экономике, влияет на состояние дорожной инфраструктуры и благоустройства. Это комплексная проблема, и к ней в нашей стране, к сожалению, ещё не подступились. Речь даже не о регулировании, а о финансировании и контроле, который, вероятно, стоило бы поручить водоканалам, учитывая, что они финансируются из бюджета. Пока не будет просчитан экономический ущерб от отсутствия ливневой канализации, будем жить от потопа до потопа», — заключил независимый эксперт ЖКХ

Кто отвечает и на что ремонтировать

Организация, обслуживание и обновление ливневой канализации находится в зоне ответственности органов местного самоуправления, рассказал «Московской газете» директор Департамента по связям с общественностью Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Роман Ступаченко. 

«Если ливнёвка оформлена (поставлена на баланс), то муниципалитет может отдать её в эксплуатацию организации, и та в свою очередь будет получать на неё тариф в региональном РЭК-е (тарифном органе). Все платежи за ливневую канализацию по тарифу оплачивают только юридические лица. Жители за ливнёвку не платят, так как это не является коммунальной услугой. В случае, если ливневая канализация не оформлена и не стоит на балансе муниципалитета, она является бесхозной. В таком случае на обслуживание ливнёвки, ее эксплуатацию придётся из городского бюджета выделять отдельные средства. Но с учётом того, что объёмы муниципальных бюджетов крайне малы и перегружены другими статьями расходов (строительство детских садов, благоустройство и т.д.), на ливнёвку либо не выделяется ничего, либо по остаточному принципу (на устранение засоров или аварийных ситуаций)», — рассказал представитель отрасли.

По словам Романа Ступаченко, сегодня в России в разных городах действует и первая, и вторая модель содержания ливнёвок: где-то есть официальный тариф, где-то есть строка в бюджете муниципалитета, но бывают случаи, когда нет ни того, ни другого.

Эксплуатация систем ливневых канализаций сопровождается целым рядом проблем, отметил эксперт:

«Во-первых, это отсутствие денег. Чтобы передать в эксплуатацию ливнёвку сторонней организации муниципалитету надо полностью оформить все сети, коллекторы и т.д., а это стоит денег. Без этого официально назначать эксплуатирующую организацию, которая будет на основе тарифа обслуживать систему, невозможно. Самостоятельно выделить из своего муниципального бюджета средства на обслуживание системы, тоже крайне сложно, потому что всегда есть дефицит средств и затраты на более приоритетные социальные проекты. Есть проблема и с тем, что нет обязанности организовывать ливнёвку при строительстве дорог внутри населённых пунктов. Такое требование есть только к дорогам вне населённых пунктов (трассы, загородные шоссе и т.д.). Есть сложности с природоохранным законодательством. Запрещён сброс любой сточной воды на рельеф (на землю, в канаву и т.д.). Сбрасывать сточную воду можно только в водный объект, предварительно очистив её до состояния выше, чем питьевая вода. Поэтому просто взять и организовать отвод дождевой воды нельзя: нужно обязательно довести воду до ближайшего водоёма и очистить её до высоких экологических нормативов. Из-за этих требований стоимость правильно построенной и работающей в рамках действующего природоохранного законодательства ливневой канализации очень высока», — рассказал Роман Ступаченко.

При этом в субъектах РФ могут быть свои региональные программы развития ливневой канализации, отметил собеседник «Московской газеты».

«Более того, регион может подать заявку на получение субсидии по различным госпрограммам, в рамках которых можно направлять средства на модернизацию ливнёвки (но в этом случае ливнёвка должна быть оформлена, должен быть проект её развития, тарифная модель и т.д.). Помимо этого, есть льготные бюджетные кредиты на модернизацию инфраструктуры ЖКХ, из которых также можно финансировать такие проекты, но зачастую регионы этим не пользуются», — рассказал директор Департамента по связям с общественностью РАВВ.

С декабря 2022 года модернизация систем ливневой канализации является одной из первоочередных задач в рамках федеральной программы по обновлению ЖКХ в России. С 2025 года ливнёвки могут войти в нацпроект «Экология».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Ливнёвки, осадки, ЖКХ, канализация
Поделиться
Похожие новости