Новость общества

Почему на самом деле поднялись цены на школьную форму в июле

Почему на самом деле поднялись цены на школьную форму в июле

коллаж «Московской газеты»

09.08.2022 в 14:46:00
2756

В июле в России резко выросли цены на школьные товары. На 284% подорожали дневники, на 241% — тетради, на 200% — форма для девочек и мальчиков, пишет URA.RU

Председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина прокомментировала происходящее в своем Telegram-канале: «По сути дела, семьи с детьми подталкиваются к нищете, а если не к нищете, то к кредитной кабале (и, значит, в конечном счете, все равно к нищете). Это недопустимо!» — написала она, добавив, что будет обращаться по этому вопросу в ФАС.

В ситуации разбиралась «Московская газета».

В июле замечен рост цен на школьные принадлежности на 20-100% в сравнении с июнем, рассказали изданию аналитики компании Moneyplace, исследующей продажи в интернете.

«Например, цена популярного школьного рюкзака для девочки составляет уже 3259 рублей, а в июне та же модель стоила 2722 рубля. Одежда для девочек в июле продавалась по средней стоимости 1031 рубль, а в июне — 834 рубля. Школьная форма для девочек выросла в цене на 120%. Товары для мальчиков дорожают не так стремительно. Стоит отметить то, что рост цен существенен именно на наиболее востребованные категории школьных товаров, такие как ранцы, школьная форма: блузки, сарафаны, фартуки, туфли, юбки. На менее востребованные товары (пеналы и мебель, парты и стулья, мел, настольные лампы) ажиотажный спрос не наблюдается», — сказали в компании.

Весной 2022 года товары для школы не продавались дешевле, чем в июне или июле, отметили в Moneyplaсe: «Согласно историческим данным, портфели, брюки, обувь и школьные принадлежности весной в среднем стоят на 1,2% больше, чем в июне. Поэтому начинать подготовку к школе весной не имеет смысла».

Цены растут именно в июле, потому что это пик спроса на школьные товары, объяснили аналитики: «В конце июля и начале августа маркетплейсы начинают рекламировать школьные товары: срабатывает не только сознательный, но и интуитивный спрос. Когда части товаров в конце августа уже нет в наличии, родители начинают закупки заранее, не дожидаясь середины августа. Поэтому селлеры не хотят терять свою прибыль и повышают цены именно в пик спроса. При этом не стоит забывать, что им необходимо заложить затраты на рекламу и участие в акциях маркетплейса».

«Значит ли это, что цены продолжат расти в августе?

Согласно данным аналитики — нет, — отметили в Moneyplace. — Ранцы и рюкзаки могут подорожать на 5% и вернуться на уровень весенних цен. Цены на школьные принадлежности останутся прежними».

По словам экспертов, обувь для девочек и мальчиков в целом не подорожает, так как предприимчивые родители покупают ее в конце июля и начале августа. При этом аналитики объяснили, о каких школьных товарах родителям стоит побеспокоиться уже сейчас.

«В середине и конце месяца выбор меньше, но и цены становятся доступнее. Товары для спорта подорожают на 10%, о них советуем позаботиться заранее. Учебная литература вырастет на 7% — издания также информируют о том, что учебники и рабочие тетради стоит покупать заранее», — сообщили в Moneyplace.

Журналист «Московской» попытался связаться с российскими производителями школьной формы, чтобы получить разъяснения от участников рынка. В целом ряде компаний-производителей отказались от устных комментариев изданию и попросили направить официальный запрос. Однако, в любопытном ракурсе о повышении цен на школьную форму «Московской газете» рассказали в московской компании-производителе школьной одежды Ladetta.

«Лично мы не повышали в июле цену на школьную форму, — сообщил сотрудник компании Леонид. — Отмечу, что большинство производителей работает по предзаказной системе. Предзаказы на школьный ассортимент оформляются минимум за полгода, если не за 9 месяцев. Сейчас курс валют меняется. А цены на детскую одежду у этих производителей, как вы рассказываете, поднялись. Мы никогда в этом плане не наглели и прекрасно понимаем людей. Мы работаем в сегменте средней ценовой категории. Правда, в 2014 году мы повышали цены из-за того, что ткань, фурнитура, пуговицы, брошки для производства школьной формы покупаются за валюту. — в Китае, Турции, Корее. Вообще, у производителей могут быть разные ситуации. Кто-то мог заказывать ткань полгода назад и платить за неё дорого. Но если в июле какие-то производители меняли цену, то, видимо, с целью заработать побольше. Правда, это обычно делается не в июле, а к августу».

Производство компании Ladetto находится в Киргизии, рассказал собеседник издания: «У Киргизии логистических проблем с Китаем и Турцией нет, она в таможенном союзе. Киргизия зависит только от России и курса рубля. Из Турции в Киргизию приходят ткани и фурнитура. А вот кто-то возит их из Европы или Китая. И вот эти производители, вероятно, сталкиваются с проблемами, издержками и закладывают их в цену товара. К тому же, сейчас вводится параллельный импорт, а это более сложные и длинные логистические маршруты. Логистика становится дороже и это отражается на цене товара».

Многие производители либо откровенно хотят заработать побольше денег в сезон, либо не уверены в завтрашнем дне, предположил специалист.

«Например, мой знакомый — не из сферы производства детской одежды, — продаёт оборудование и всегда считает курс доллара «с запасом», потому что не знает, куда двинется доллар. И это отражается на стоимости оборудования, которое он продаёт», — добавил сотрудник Ladetto.

«Это рынок, в сезон цены повышаются, — прокомментировали «Московской газете» в компании «Shkolforma». — С сентября производители начнут всё продавать со скидкой процентов в 70». Однако, санкционных причин повышения цен в компании тоже не отрицают.

«Мы как производители закрылись в 2018 году и продаем остатки со склада. Это было маленькое семейное предприятие. Человек, который его «тянул», ушёл на пенсию. А мы «проморгали», что все продажи ушли в интернет. Пришлось создавать интернет-ресурс, чтобы распродать склад и бренд без будущего. Но как потребитель, скажу: часть ассортимента, отвечающего на вопрос о школьной форме, закрылась. Ушёл «H&M», который продавал школьную форму, и все остальные производители решили поднять цены — когда, если не сейчас? Логистика и курс доллара — не знаю, какие издержки оказались сильней. Всё это влияет, конечно, на цену товара».

Не все производители школьной одежды производят её в России, и не все работают по системе предзаказов, отметил собеседник издания.

«Когда мы закрывались, многие уже перебазировали производство в Китай. Сейчас, может быть, кто-то вернул производство назад, не знаю. Школьная форма — это товар, который продаётся ровно полтора месяца в году. Когда мы ещё работали как производители у нас были предварительные заказы от школ, даже с корректировкой на конкретных детей. Но не все так работают. У многих производителей есть и маркетплэйсы, и другие каналы поставок», — заключили в «Shkolforma».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
школа, форма, одежда, цены
Поделиться
Похожие новости