Новость общества

«Пытка бессонницей»: как жители Подмосковья попали в ловушку Шереметьево

«Пытка бессонницей»: как жители Подмосковья попали в ловушку Шереметьево

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

16.07.2021 в 15:09:00
25303

Около полумиллиона жителей Москвы и области, проживающих вблизи аэропорта Шереметьево, вынуждены терпеть неудобства из-за постоянного гула пролетающих мимо самолетов. Дело в том, что связи с увеличением авиаперевозок в 2019 году ввели в эксплуатацию новую искусственную взлетно-посадочную полосу, и теперь, по оценке местных жителей, 90% авиапотока проходит над густонаселенными районами. Чем это обернулось для жителей Москвы и Подмосковья и что по этому поводу говорят в Шереметьево, выяснила «Московская газета»

В редакцию издания обратилась инициативная группа жителей Красногорска, Сабурово, Юрлово, Голиково, Митино и других районов Москвы и Московской области. Они рассказали, что на протяжении двух лет постоянно просыпаются по ночам из-за гула низко пролетающих самолетов. По словам авторов обращения, Госкорпорация по организации воздушного движения якобы по заказу аэропорта Шереметьево изменила схемы вылета и узаконила изменение конфигурации подходов к взлетно-посадочным полосам.

В Дирекции по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево «Московской газете» подтвердили, что управлением воздушным движением в районе аэродрома Шереметьево занимается Госкорпорация по организации воздушного движения.

«Шереметьево – это наземный эксплуатант ВПП-3 (третья взлетно-посадочная полоса – прим. ред.), следит за его техническими характеристиками и годностью», – подчеркнули в пресс-службе.

Согласно ответу Росавиации на обращение одной из жительниц, 3 декабря 2020 года в соответствии с решением Правительственной комиссии по транспорту была внедрена новая структура воздушного пространства и разработаны «новые схемы для бесконфликтного маневрирования для аэродромов Московского авиационного узла».

Раньше, по словам местных жителей, взлет осуществлялся над малозаселенными территориями, а авиаперевозки пропорционально распределялись между Внуково, Домодедово и Шереметьево. Но сейчас, по оценке жителей, 90% авиапотока проходит над густонаселенными районами Солнечногорска, Красногорска, Митино, а большинство авиакомпаний перетянуто именно в Шереметьево.

«До этого самолеты вылетали на Черную грязь (деревня в Солнечногорском районе Московской области – прим. ред.) и через север, где располагаются леса и немногочисленные дачи, расходились. Сейчас вылет идет прямо через Сходню, Юрлово, Голиково, Сабурово, Красногорск, подлетает к МКАД в районе Архангельского и летит вниз. Чтобы не столкнуться, самолеты вынуждены идти гораздо ниже, хотя физически они могут набирать больше высоту. Десятилетиями все маршруты шли через север, и никто не жаловался. Почему надо менять маршрут, непонятно. Но, мне кажется, что там (на севере – прим. ред.), планируется какая-то элитная застройка», – рассказала корреспонденту «Московской газеты» жительница микрорайона Опалиха (Красногорск) Анна.

В Госкорпорации по организации воздушного движения заявили, что на момент начала строительства объектов капитального и индивидуального жилищного планирования требовалось согласование со старшим авиационным начальником аэродрома, однако в компании не располагают информацией о том, были ли выполнены требования.

В пресс-службе Шереметьево пояснили, что исторически и географически районы Митино, Куркино, Тушино, Лобня расположены в границах приаэродромной территории и находятся в непосредственной близости к аэродрому Москва (Шереметьево), в полосе воздушных подходов. Границы полос воздушных подходов на аэродроме установлены согласно требованиям приказа Минтранса России от 04 июля 2018 года №176, а район аэродрома – в соответствии с нормами приказа Минтранса России от 15 марта 2016 года №64 «Об утверждении границ (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов (аэроузлов, вертодромов), границ классов A, C и G воздушного пространства».

«Ограничения на использование воздушного пространства над перечисленными выше населенными пунктами (Митино, Куркино, Тушино, Лобня – прим. ред.) не установлены, и выполнение полетов воздушных судов (ВС) не противоречит действующему законодательству, схемы (маршруты) движения ВС утверждены и опубликованы в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. На протяжении практически всего периода функционирования аэропорта Шереметьево и до принятия Федерального закона от 01.07.2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», действовало законодательное требование о согласовании жилого строительства на приаэродромной территории с организацией, в ведении которой находится аэродром – с главным оператором аэродрома. Размещение жилой застройки на территории, предполагающей наличие акустического влияния от деятельности аэропорта, с АО «МАШ» не согласовывалось и осуществлялось без учета требований санитарного законодательства РФ», – сообщили «Московской газете» в Шереметьево.

Жители Подмосковья жалуются, что от низкочастотного звука нигде невозможно укрыться.

«Жизнь почти 500 тысяч жителей Московской области превратили в выживание и бесконечную борьбу за права, гарантированные Конституцией. Нас лишили права на отдых и сон. От этого низкочастотного звука не защищают ни стены домов, ни школ, ни детсадов, ни больниц. Все это строилось 20-30 лет назад, когда рейсы выполнялись по другим коридорам, и никто не мог предположить, что в домах, детсадах и больницах авиационный шум будет достигать 70, а иногда свыше 80 дБ», – сообщили изданию жители Подмосковья, отметив, что собственники аэропорта якобы не реагируют на запросы Роспотребнадзора по поводу превышения допустимого уровня шума.

По словам инициативной группы, жителям сообщают о принятии мер (однако ни днем, ни ночью шум не прекращается), а также предлагают обращаться в суд.

В пресс-службе аэропорта, в свою очередь, заявили, что маршруты установлены согласно требованиям Минтранса, а на аэродроме Шереметьево реализованы мероприятия по снижению шума: «В связи с увеличением авиаперевозок в 2009 году Правительством РФ принято решение о строительстве новой искусственной взлетно-посадочной полосы-3, (ИВПП-3) на аэродроме Москва (Шереметьево). ИВПП-3 введена в эксплуатацию 19 сентября 2019 года. До введения в эксплуатацию ВПП-3 Министерством транспорта РФ и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» были проведены мероприятия по разработке и внедрению новой структуры воздушного пространства Московского узлового диспетчерского района, включая схемы вылета и прибытия ВС. При разработке элементов новой структуры воздушного пространства и схем маневрирования ВС в районе аэродрома Шереметьево учитывались рекомендации и требования Международной организации гражданской авиации, определяющие «Правила аэронавигационного обслуживания. Производств полетов воздушных судов» (Doc 8168), «Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов» (Doc 9906)». Стандартные маршруты вылета, прибытия и захода на посадку установлены в строгом соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 31 октября 2014 года №305 «Об утверждении порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации», зарегистрированы в Центральном МТУ Росавиации и опубликованы в документах аэронавигационной информации. На аэродроме Шереметьево реализованы мероприятия по снижению шума и выполняются авиакомпаниями, базирующимися на аэродроме. Ежедневно в период времени с 23:00 до 06:00 введены ограничения по взлету и посадке для ВС, не соответствующих установленным требованиям по уровню шума», – рассказали в «МАШ».

«Мы как жители мегаполиса и его пригородов понимаем, что развитие транспорта не может стоять на месте. Но при этом цивилизованное развитие не должно отрицать исконную заповедь «Не убий». А низкочастотный шум самолетов убивает нас, наших детей и будущее», – говорят жители.

В Росавиации указали, что одной из проблем снижения шумового воздействия, использования малошумных маршрутов и траекторий для аэродрома «Шереметьево» является стационарность взлетно-посадочных полос воздушной гавани, ограниченный размер воздушного пространства, в пределах которого можно изменять маршруты и траектории. Госкорпорация по ОрВД говорит, что полностью исключить полеты ВС над населенными пунктами невозможно.

В качестве решения проблемы инициативная группа предлагает кардинально пересмотреть развитие московского авиаузла (без «перетягивания» авиакомпаний из Внуково и Домодедово в Шереметьево), а также построить новый аэропорт вдали от высотных домов.

«В 50 км от Шереметьево достаточно полей для строительства нового аэропорта, а главное – для решения внештатных ситуаций в воздухе», – подчеркнули жители Подмосковья.

«Московская газета» также направила редакционный запрос в Федеральное агентство воздушного транспорта. На момент публикации материала ответ не был получен.

О бесконечном шуме от самолетов жители населенных пунктов, расположенных близ новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево, стали сообщать осенью 2019 года. Президент Шереметьевского профсоюза летного состава назвал ошибкой решение строить взлетную полосу на этом месте.

Автор: Алёна Лобанова
ТеГИ
Шереметьево, аэропорт, бессоница, шум
Поделиться
Похожие новости