Российских водителей будут лишать прав из-за болезней
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об обмене данными между Минздравом и ГИБДД о состоянии здоровья водителей. В случае его принятия ГИБДД сможет лишать права управления транспортом водителей, у которых имеются заболевания, запрещающие водить машину
Отметим, в России постановлением правительства утвержден исчерпывающий перечень болезней, при наличии которых садиться за руль нельзя. Это различные психические и поведенческие расстройства, в том числе связанные с употреблением наркотиков, а также эпилепсия, полная слепота и ахроматопсия (дальтонизм). При этом допускается вождение авто с ручным управлением и автоматической коробкой передач при многих других заболеваниях, в том числе в случае утраты обеих нижних или одной из верхних конечностей.
«Сейчас эти заболевания выявляют в двух случаях: при прохождении медосмотра перед получением прав или по истечении десятилетнего срока действия прав; когда после лишения прав за какое-то нарушение человек должен пройти медобследование, чтобы их восстановить. Иными словами, сейчас подтверждение отсутствия препятствующего к управлению автомобилем диагноза проходит в заявительном порядке», – отметил в комментарии «Московской газете» автоюрист Вячеслав Каймин.
Авторы законопроекта в пояснительной записке говорят о том, что налаживание межведомственного обмена данными о здоровье водителей позволит лишать прав тех из них, которые приобрели заболевания до истечения срока действия выданного водительского удостоверения. Другими словами, если человек заболел, а срок действия его прав не истек, данные о нем станут известны ГИБДД, и его лишат права управления ТС.
По мнению юриста Вячеслава Каймина, предложенный законопроект содержит лишь один дискуссионный вопрос.
«Допустим, у человека появилось какое-то заболевание. Но мало кто говорит о том, что если этот человек каждый день за рулем, то он, скорее всего, с таким расстройством нормально ездит. Люди без ног управляют ТС, слабовидящие и слабослышащие тоже. Обычно такие водители гораздо аккуратнее, потому что понимают свое ограничение по здоровью. Но если у них хотя бы был срок до конца действия прав, то теперь им просто не повезет», – предположил юрист.
К слову, слабовидящие и слабослышащие, если острота зрения и слуха соответствует установленным пороговым значениям, тоже могут управлять машиной с использованием средств, улучшающих зрение и слух, добавил эксперт.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто в разговоре с «Московской газетой» отметил, что идея, изложенная в законопроекте, не нова. Она обсуждается уже лет десять.
«Это нормальная мировая практика, когда не любой сотрудник полиции, а конкретное должностное лицо имеет доступ к базе медицинских заболеваний, при этом он не узнает диагноз, а получает ответ на вопрос, есть ли водитель в списке. Если человек присутствует в перечне запрещенных заболеваний, значит, он не должен водить автомобиль. Я изучал немецкий опыт – там такая практика введена уже давно. Но наш Минздрав многие годы сопротивлялся, потому что, по мнению чиновников, это доступ к персональным данным, а МВД отвечало, что диагноз не нужен, только подтверждение или опровержение нахождения человека в списке», – пояснил эксперт.
По его мнению, если законопроект примут, «это будет серьезный прорыв» в плане обеспечения безопасности дорожного движения, потому что те заболевания, при которых нельзя управлять авто, действительно могут повлечь опасные последствия на дороге. Он добавил, что с заболеваниями из запретительного списка пройти мимо врачей никак нельзя, а значит, и данные у медиков есть.
Одновременно Моржаретто предположил, почему на самом деле Минздрав не хочет предоставлять ГИБДД эти сведения.
«Тогда бессмысленной становится медицинская справка. Кстати, в Европе во всех странах она отменена. Медосмотр водителей сейчас – чистая формальность, многие его даже не проходят, просто платят деньги. К тому же медсправка – это всего лишь констатация, что по нескольким параметрам в данный момент человек здоров», – сказал Моржаретто.
К слову, авторы законопроекта указывают, что за последние пять лет ГИБДД выявила и аннулировала 105,4 тыс. водительских удостоверений, потому что установила наличие у автомобилистов заболеваний, с которыми нельзя управлять транспортными средствами.
-
В среду, 13 июня, московская дорожно-патрульная служба ГИБДД получила в дар от столичной мэрии 30 электромотоциклов и 4 ...13.06.2018 в 19:52:003378
-
В объединенный экзамен будут включены элементы площадки.24.04.2018 в 10:34:004478
-
Разработанная Госавтоинспекцией новая редакция регламента о правах и обязанностях участников дорожного движения, текст к...14.08.2017 в 14:24:003439
-
В ближайшие часы в Москве и Подмосковье ожидаются резкие перепады температур, что может привести к образованию на проезж...11.11.2016 в 18:54:003991
-
Установленные в российской столице дорожные комплексы фотовидеофиксации оборудовали новой системой, получившей названи...27.10.2016 в 11:20:003436
-
Суд назначил Николаеву наказание в виде штрафа за совершение наезда на сотрудника ДПС ГИБДД.01.08.2016 в 14:21:005137