Новость общества

Социальные сети не конкуренты СМИ: эксперты рассказали о перспективах средств массовой информации

Социальные сети не конкуренты СМИ: эксперты рассказали о перспективах средств массовой информации

Фото: "Московская газета"/ Алёна Черепкова

13.01.2021 в 21:22:00
3350

Соцсети и их дериваты не способны заменить СМИ в их классическом понимании, считают эксперты

13 января отмечается День российской печати. Он приурочен к выходу в 1703 году первого номера газеты «Ведомости». Печатное издание было учреждено указом императора Петра Великого как один из инструментов оповещения о реформах, их поддержке и распространении в Российской империи.

Сегодня, в век цифровых технологий, в информационное пространство пришли социальные сети и мессенджеры. Некоторые эксперты предрекают, в связи с этим, закат СМИ. Так ли это, мы спросили у экспертов.

Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев считает, что журналисты должны соответствовать требованиям времени.

«Мы живем в переходный период, переходный в цифровую эпоху. Поток информации становится таким огромным, что иногда очень сложно вычленить оттуда что-то важное для себя. Тем не менее, сейчас практически ничто не может остаться незамеченным. Технологии дошли до такого состояния, когда действительно практически любой человек по смартфону может снять и видео, и фото, или что-то написать в социальных сетях. Информация разносится мгновенно, и журналисты должны соответствовать сейчас этой большой скорости, успевать эту информацию обрабатывать и, главное, её выверять», — поделился своей точкой зрения с корреспондентом «Московской газеты» Владимир Соловьев.

Политконсультант Зоя Глазачева считает, что СМИ, в том числе печатные, «хоронить» пока рано. 

«С появлением цифровых технологий традиционным СМИ предрекали смерть. В самом деле: неповоротливый и иногда донельзя забюрократизированный аппарат классических газет и телерадиокомпаний в начале нулевых было практически невозможно противопоставить модным ребятам со смартфонами в руках. 

Однако хватило пары десятков лет для того, чтобы понять простую вещь: есть информация и есть те, кто профессионально работает с ней. И даже аффилированные источники (а мы понимаем, что независимых СМИ не существует в принципе) заслуживают гораздо больше внимания, чем любой раскрученный, но анонимный Telegram-канал, хотя бы по той причине, что у СМИ есть владелец и главный редактор, которые отвечают своей собственной профессиональной репутацией за все, что публикует издание. За эти годы также исчезла иллюзия, что быть журналистом/блогером и развивать собственные медиа легко — вдруг оказалось, что тексты, репортажи и обзоры требуют не только безусловного навыка, но и специфического таланта. И личности: интересная подача, живой писательский язык неизменно востребованы, как и ювелирно выстроенные аналитические тексты. 

Печатные СМИ выживут, но только те, которые выпускаются для читателя и о нем; безусловными, яркими авторами, у которых годами выстраивалась взаимная любовь с целевой аудиторией», — отметила Зоя Глазачева.

Главный редактор «Московской медиагруппы» Валерий Ивановский считает, что роль информации в жизни человека возрастает, она становится абсолютной доминантой. Ставится вопрос лишь об источниках информации. По его словам, ценность представляет не информация сама по себе, а только верифицированная информация, которой ты можешь доверять. Неважно, чего она касается: философских взглядов или государственной системы. Здесь СМИ и социальные сети не конкуренты: то, что написано в соцсетях, зачастую не проходит проверку, а бывает, что факты искажаются намеренно. Владелец и главный редактор любого СМИ, напротив, несет ответственность за достоверность информации – вплоть до уголовной.

«Есть вещи базовые, до такой степени определяющие, что они становятся банальными. Например, журналистика считается одной из двух древнейших профессий, и никому не приходит в голову с этим спорить. Это первый, базовый принцип. Второй заключается в том, что есть некие специалисты, не очень знакомые со спецификой работы СМИ; они периодически высказывают мнение, будто бы с развитием социальных сетей или их дериватов в виде того же Telegram, эпоха средств массовой информации в классическом понимании уходит. На мой взгляд, так могут рассуждать только люди, которые чрезвычайно далеки от этого процесса. 

Да, эти дериваты хотят оттянуть на себя роль СМИ. И человеку несведущему может показаться, что действительности оттягивают, но на самом деле они лишь пытаются копировать средства массовой информации, проигрывая им и в экспертности, и в фактчекинге. Все это, на мой взгляд, указывает на то, что роль СМИ растет и будет расти дальше: вряд ли кто-то возьмется спорить с тем, что люди нуждаются в достоверной информации», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Татьяна Шуршаева
ТеГИ
СМИ, Социальные сети, День российской печати
Поделиться
Похожие новости