Новость общества

Ссориться в автомобиле небезопасно? Эксперты оценили уровень конфликтности в такси

Ссориться в автомобиле небезопасно? Эксперты оценили уровень конфликтности в такси

Фото © «Московская газета»

22.06.2023 в 18:17:00
3650

Конфликты между водителями и пассажирами такси – не редкость. Это подтвердили данные недавнего соцопроса, проведённого автомобильным порталом «Дром». В опросе, проходившем в мае 2023 года, приняли участие 8357 человек из 80 регионов России. Оказалось, что 39% москвичей хотя бы раз участвовали в конфликтах с таксистами, а у 7% эти ссоры были серьёзными. При этом столичный уровень конфликтности близок к общероссийскому, составляющему в среднем 37%. Однако более половины жителей Москвы (56%) отметили, что конфликтовать с водителями такси им не приходилось. Чаще всего к разногласиям приводят опасное вождение, использование телефона за рулём, проезд на красный сигнал светофора и другие нарушения ПДД

«Московская газета» спросила у экспертов, с чем может быть связана такая ситуация и нужно ли предпринимать какие-то меры для её исправления.

Автоэксперт, координатор движения в защиту прав автомобилистов «Синие ведёрки» Юлия Каблинова рассказала, что каких-то чрезмерно серьёзных проблем в этой области она не наблюдает.

«Сбой коммуникации бывает как с одной стороны, так и с другой. Есть масса примеров неадекватного поведения и общения водителей, также есть много примеров, когда пассажиры либо сами провоцируют таксистов, либо ведут себя вызывающе или даже оскорбительно», — говорит Каблинова.

По словам эксперта, было бы интересно ознакомиться с более подробной статистикой конфликтов, в которой была бы разбивка по причинам инцидентов. Однако агрегаторы вряд ли захотят раскрывать такие данные, если они вообще имеются. Собеседница издания не считает таксистов особенно проблемными участниками движения.

«Несколько лет назад мы тестировали такси эконом, совершили, по-моему, более 500 поездок за месяц. Могу сказать, что лично я отказывалась от водителя не более двух-трёх раз. И это не было связано с конфликтом, просто водитель выглядел усталым или честно признавался, что давно не спал», — заключила Юлия Каблинова.

«В подавляющем большинстве случаев конфликт не является подходящим способом разрешения проблемы», — напомнил в разговоре с «Московской газетой» клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

«С точки зрения психологии конфликт возникает тогда, когда человек чувствует, что его мыслительного, логического аппарата, на котором основаны его социальные взаимодействия, не хватает для формулирования убедительной аргументации своей позиции. Тогда происходит редукция к более ранним способам реагирования – на уровень эмоциональной реакции. Необходимо понимать, что уровень эмоциональной реакции эволюционно является более древним и по своей сути эгоистичен. Он функционален тогда, когда существует ситуация противостояния человека и внешней среды. В этом случае он результативен, это сугубо биологический способ реакции», — рассказал Валерий Ивановский.

На уровне социального общежития психологическое поле принципиально иное, отметил психолог.

«Люди, которые нас окружают, являются теми акторами, которые помогают нам достигать определённых результатов. Кто-то другой шьёт для нас одежду, производит еду, снимает фильмы, пишет книги и так далее. Другие люди помогают нам достигать социального результата, а эмоциональная реакция пригодна лишь в условиях агрессивной внешней среды. Поэтому при социальном взаимодействии конфликт – это всегда негодное средство разрешения ситуации», — пояснил специалист.

Основатель академии «ТРИЭТТА» отметил, что конфликт является следствием неуверенности человека в себе.

«Если у человека есть дефицит доверия к себе и самоуважения, любое взаимодействие с внешней средой он воспринимает как потенциальную угрозу своей личности. У такого человека постоянно возникают сомнения в том, достаточно ли корректно и уважительно ведут себя с ним другие люди, достаточно ли профессионально ему оказывают услуги. И если что-то идёт не так, как он распланировал, опять же, идёт скатывание в эмоциональную реакцию, поскольку логических аргументов, как правило, нет. Если представить базовый сценарий конфликта с водителем: человек садится в такси, его что-то не устраивает. Какой способ действий подсказывает логика? Можно либо попросить остановиться и вызвать другую машину, либо воспользоваться обратной связью и объяснить водителю, что именно вам не нравится. Но ни в коем случае не пытаться учить жизни и заставить что-то исправить. Потому что в конфликтной форме практически невозможно изменить чьё-то мировоззрение или образ поведения. Кроме того, другой человек в таком случае также, с большой вероятностью, отключает свой логический аппарат и переходит на эмоциональный уровень реакции. Если можно так выразиться, эмоция невероятно заразна. И мы получаем дикую ситуацию двух биологических существ, которые эгоистично пытаются отстоять себя. Таким способом найти выход из ситуации оказывается практически невозможно, поэтому конфликт – абсолютно неподходящее средство решения проблем», — констатирует Валерий Ивановский.

Психолог подчеркнул, что автомобиль является средством повышенной опасности, и эмоционально возбуждённый человек за рулём может представлять угрозу как для себя, так и для других участников движения.

Между тем, с 1 сентября 2023 года вступит в силу основная часть закона о такси, призванного упорядочить сферу пассажирских перевозок легковым транспортом и повысить их безопасность. В частности, служба заказа такси будет нести определённую долю ответственности за соблюдение правил водителем и в случае нанесения ущерба жизни и здоровью пассажира. Также вводится перечень случаев, в которых водитель не будет допускаться к перевозкам. Среди них – более трёх неоплаченных штрафов, а также второе за год лишение прав или административный арест за нарушения ПДД. Во всех регионах появятся информационные реестры, с помощью которых можно будет ознакомиться с данными таксомоторных компаний и отдельных перевозчиков, а также уточнить наличие у них разрешений на осуществление деятельности такси. Помогут ли новые законодательные нормы хотя бы отчасти снизить уровень конфликтности в этой сфере, покажет время.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
такси, конфликт, психолог, ивановский
Поделиться
Похожие новости