Новость общества

Валерий Ивановский: Журналист формирует в сознании читателей когнитивные карты

Валерий Ивановский: Журналист формирует в сознании читателей когнитивные карты

Фото © «Московская газета»

12.12.2025 в 16:03:00
84

Во Владимире обсудили роль медиа в просвещении общества

На журналистах в наше время лежит огромная ответственность, потому что СМИ являются одним из источников проверенной информации и помогают людям ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Но именно благодаря этой специфике сотрудничество со СМИ оказывается очень эффективным и приносит пользу в том числе вузам. Об этом рассказал основатель «Московской медиагруппы» Валерий Ивановский на круглом столе «Роль современных медиа в информировании и просвещении общества: научно-практический аспект». 

Мероприятие прошло в Юридическом институте Владимирского государственного университета им. А.Г и Н.Г. Столетовы. Организаторами выступили «Московская медиагруппа», ООО «Бизнес-Поддержка» и ВлГУ. На круглом столе обсуждались в том числе перспективы сотрудничества между Владимирским госуниверситетом и «Московской медиагруппой».

Валерий Ивановский напомнил, что согласно общепринятому определению журналистика – это литературная деятельность по сбору, обработке и распространению информации через специализированные источники, которые называются редакциями СМИ. Однако это определение на самом деле не даёт чётких ответов на вопросы о том, кто такие журналисты, чем они занимаются и для чего нужны. 

«Если посмотреть на словарные определения, например, философии или науки, окажется, что это тоже деятельность по сбору, обработке и распространению информации. Со сбором и распространением информации связана вообще практически любая деятельность, поэтому, если так определять журналистику, можно множить интерпретации и круглые столы до бесконечности. И отсюда в академическом сообществе или Минобразования возникают инициативы, что, может, стоит факультеты журналистики закрыть и передать их функции филологам или в PR и рекламу. Поэтому очень важно чётко определиться с тем, что такое журналистика и для чего она нужна. Само слово «журналистика» восходит к латинским корням, где оно означало «срочная, важная весть». То есть, это не любая информация, а действительно важная, определяющая нашу жизнь и наше будущее поведение. В Древней Греции или Риме, когда экономическая и социальная жизнь сосредотачивалась на торговых площадях, люди общались между собой обо всём подряд, но, когда выходил глашатай и начинал объявлять какую-то важную весть, все замолкали, потому что от того, какие решения принял правитель, дальше будут строиться силовые линии их жизни. И постепенно, когда города стали разрастаться, важные вести стали не провозглашать на площадях, а писать на листах бумаги и распространять. Так постепенно появилась журналистика. Также стоит вспомнить, что такое «весть». Это слово идёт от «ведать, знать». А слово «знать», как известно, тоже имеет два значения – обладать какой-то информацией и «знать», как высший слой общества. Но ведь быть знатью – это тоже не столько про богатство, сколько про то, что эти люди знают, как жить наиболее эффективно и продуктивно в масштабах социума и ведут за собой всё общество», — объяснил Валерий Ивановский.

Благодаря последним изменениям в законодательстве, ужесточившим требования для информации, публикуемой в лицензированных СМИ, такие СМИ наряду с органами власти становятся вторым источником верифицированной информации, которой действительно можно доверять. Соответствующие изменения, по словам основателя «Московской медиагруппы», открывают широкое поле для сотрудничества с вузами и различными государственными ведомствами. Можно вести совместный мониторинг данных в различных отраслях, представители вузов могут выступать в качестве экспертов на страницах федеральных изданий, донося свою позицию до широкой аудитории и более высоких уровней власти.

«Я много наблюдал за тем, почему люди читают новости, чем СМИ отличаются от соцсетей, и пришёл к интересным выводам. Известно, что у живых существ есть два способа взаимодействия с окружающим миром – у животных это инстинкты, заложенные природой, но у человека инстинктивные реакции сведены к минимуму, а основным способом взаимодействия является мышление и речь. Нас учат, как надо жить, сначала родители, потом детский сад, школа и университет, мы постоянно накапливаем жизненный опыт. Но это всё длительный процесс, а в жизни возникает множество вопросов, на которые ответ нужен здесь и сейчас. Можно находить ответы, например, в книгах, но это тоже требует времени. А новости – это тот источник, который даёт нам ответы на вопросы в режиме онлайн. Ведь сейчас жизнь настолько сложная и связана с таким количеством изменчивых обстоятельств, что получать такие ответы нужно постоянно. И по каждому поводу гражданин не может обращаться в органы власти, поэтому остаётся второй источник проверенной информации – СМИ. В соцсетях такие ответы тоже не найти, потому что там нет мерила правдивости, а в СМИ оно есть. Поэтому только средства массовой информации отвечают на три основных вопроса: чего нужно достигать, с помощью каких алгоритмов мы можем этого достичь наиболее результативно и где находится то, к чему мы стремимся. Журналист формирует в сознании своих читателей, как я это называю, когнитивные карты, показывающие, как жить», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Чтобы выполнять задачи, возложенные на эту профессию, журналист должен осознавать, что он не просто занимается социальным служением, а является проводником, показывающим людям, куда и как идти. У журналиста должен быть широкий кругозор, чтобы он сам мог хотя бы в общих чертах ориентироваться во многих сферах; журналист должен понимать, что, если он сам в чём-то не разбирается, необходимо привлечь квалифицированного эксперта, чтобы материал по данной теме был действительно качественным. 

«Мы в нашей медиагруппе не просто знаем об этих стандартах, но и соблюдаем их. Мы говорим об этих принципах и в теоретических авторских курсах, которые читаем в разных вузах, и применяем их на практике в своей работе. Поскольку мы в журналистику пришли из PR, можем также в рамках своих компетенций показать, как грамотно продвинуть какие-то идеи и лучшие практики. А благодаря тому, что все наши СМИ – федеральные, материалы индексируются и читаются по всей России и даже за границей. Так что наше сотрудничество может быть очень продуктивным», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
СМИ, Круглый стол, журналистика, московская медиагруппа
Поделиться
Похожие новости