Вместо ГИБДД может появиться отдельное министерство
ГИБДД в наступившем году может ждать масштабная реформа. По мнению экспертов, такое развитие событий представляется вполне вероятным. В частности, в последнее время было высказано сразу несколько предложений, отдельные уже даже успели реализовать
Однако реформирование ведомства может пойти по разным сценариям, в том числе и радикальным, подтверждают источники «Московской газеты» в ГИБДД России. В частности, поставлена задача в наступившем году достичь сразу нескольких целей: так, выезд экипажа на оформление дорожно-транспортного происшествия должен стать исключением — документы должны заполнять либо сами автолюбители, либо представители страховых компаний; обсуждается полный переход Госавтоинспекции на электронный документооборот, это касается составления протоколов и постановлений. Кроме того, большинство нарушений ПДД должно фиксироваться дорожными камерами, без участия инспекторов. Также в 2020 году продолжится передача регистрационных функций другим организациям. Например, регистрационные знаки при покупке машины у дилера можно будет получить прямо в автосалоне, ехать для этого в ГИБДД не придется.
Однако эти новации закономерно ставят вопрос, а нужно ли вообще сохранять ГИБДД как отдельное ведомство? Идея ликвидации этой структуры активно обсуждается в последнее время. Причем катализатором такой дискуссии, как правило, является перманентная передача большой части функционала ведомства сторонним структурам. Например, ранее Госавтоинспекцию лишили права заниматься проведением технического осмотра автомобилей.
Есть и другие тревожные для ведомства сигналы: ранее под сокращение попали 10 тысяч сотрудников ГИБДД. Тогда в МВД объясняли это тем, что функции по фиксации нарушений Правил дорожного движения были переданы другим органам исполнительной власти. Первый заместитель министра МВД Александр Горовой приводил данные, согласно которым при росте за последние пять лет количества автомобилей в стране на 35% личный состав дорожно-патрульной службы сократился на 23%.
Источник в ГИБДД России подтвердил «Московской газете», что сценарии реформирования ведомства обсуждаются практически постоянно: «Не так давно предлагалось, например, объединить ГИБДД с ППС. Но это странный вариант, во многом ущербный, и, судя по всему, от него решили отказаться. Другое предложение — сформировать отдельное подразделение дорожной полиции, которое не будет заниматься бумажной и регистрационной работой».
Существует и иная модель возможной реформы, при которой статус ГИБДД может даже значительно повыситься. Это случится, если вместо инспекции будет создано отдельное Министерство безопасности дорожного движения.
Источник в одном из региональных управлений ГИБДД сообщил «Московской газете», что в наступившем году могут продолжиться сокращения личного состава: «Мы регулярно об этом слышим. Главная угроза для ГИБДД — это комплексы видеофиксации. Они оказываются куда более эффективными, чем инспекторы. За единицу времени одна камера в состоянии оштрафовать в несколько раз больше нарушителей, нежели живой человек».
Бывший руководитель ГИБДД России Владимир Федоров в разговоре с «Московской газетой» отметил, что создавать профильное министерство дорожного движения нецелесообразно. По его словам, такой модели нет ни в одной развитой стране мира. В то же время Федоров убежден, что силовая функция и функция оказания помощи автомобилистам на дорогах обязательно должна остаться у Госавтоинспекции. «Что касается возможности передачи отдельных административных функций, то это, наверное, может обсуждаться», — заключил собеседник издания.