Новость общества

Юристы рассказали, можно ли вернуть деньги при попадании в пробку на платных автодорогах

Юристы рассказали, можно ли вернуть деньги при попадании в пробку на платных автодорогах

Фото: ria.ru

10.09.2020 в 19:58:00
7618

В группе «Синие ведерки» в Facebook жительница столицы сообщила, что «на самом дорогом участке от Солнечногорска до Москвы, который стоит 600 рублей из 750, потратила 55 минут на 10 км».

«В воскресенье возвращалась из Твери в Москву по М11. Эта скоростная платная дорога имеет двух хозяев. Так вот. На самом дорогом участке от Солнечногорска до Москвы, который стоит 600 рублей из 750, я потратила 55 минут на 10 км. Вопрос — кто вернёт мне и всем другим участникам движения по скоростной трассе деньги за неоказание заявленных хозяевами этого отрезка дороги услуг? В который раз пишу о том, этот отрезок САМЫЙ дорогой и САМЫЙ некомфортный. За что берётся с водителей такая большая плата? За пробку в 10км? За отсутствие освещённости трассы? Кто за это безобразие отвечает?», — пишет девушка. 

Автоюрист Вячеслав Каймин рассказал «Московской газете», что делать в таких случаях и можно ли вернуть деньги в подобных ситуациях при движении по скоростной трассе.

«Эта сфера у нас до конца ничем не урегулирована. Наличие платной дороги – это, конечно, здорово. Но, к сожалению, на практике все оказывается не так радужно, поэтому автомобилистку я абсолютно понимаю. Нужно учитывать здравый смысл, а что касается платных дорог, он заключается в том, что вы едете быстро, без пробок и без пересечения пешеходных переходов, светофорных объектов и таким образом экономите время. То есть время в данном случае – это главный ключевой фактор. Поэтому с чисто теоретической точки зрения, конечно, можно попробовать с компании, которая предоставляет услугу, потребовать возврата денежных средств, опираясь на Гражданский кодекс и говоря о том, что услуга по проезду платной дороги включает в себя критерий времени, скорости. И поскольку этот критерий не соблюден, то услуга оказана не в полном объеме или не оказана вовсе. Но так как это будет первый такой процесс, то он будет очень дорогостоящим, в том числе с точки зрения временных затрат, и очень тяжелым. Как юрист я, конечно, скажу, что можно попробовать и даже сделать прецедент, на основе которого потом другие люди будут также требовать возмещения. Но так как я еще и реалист, я понимаю, что вряд ли кто-то захочет массово возвращать деньги, которые с людей уже были взяты», — прокомментировал ситуацию эксперт.

Кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко считает, что «попробовать, разумеется, можно и даже нужно, но важно будет правильно определиться с ответчиком (а это выяснить не всегда просто), а также зафиксировать допущенные нарушения при оказании платной услуги на автодороге».

«Для начала давайте определимся, за что платит гражданин в данном случае. Как поясняют операторы и организаторы платных трасс, денежные средства водителей направляются на покрытие расходов, связанных со строительством и обслуживанием автомобильных коммуникаций. Следовательно, водителям гарантируется при проезде по платной трассе комфортное и качественное состояние как самой автодороги, в том числе всего дорожного полотна, так и окружающей дополнительной инфраструктуры. На платных трассах размещают удобные электронные информационные табло со сведениями о погоде, допустимой скорости и чрезвычайных ситуациях, имеются пункты подачи сигнала о помощи. Оператор платной дороги обязан организовать эвакуацию автомобилей в случае аварии до ближайшей охраняемой стоянки. Есть также ряд других дополнительных услуг водителям на таких трассах со стороны аварийных комиссаров (оказание первой помощи, предупреждение об опасности и т.д.).

Если на трассе ведутся ремонтные работы, которые и повлекли возникновение пробок, это означает, что дорога не обеспечивает надлежащие комфортные условия передвижения, за которые водитель платит. Дорогу сначала надо отремонтировать, довести до надлежащего состояния, а потом уже взимать плату. Иначе услуга оказана некачественно. Если же пробка возникла по причинам, не зависящим от оператора (например, слишком много машин из-за сезонного передвижения), тогда говорить о некачественных услугах со стороны оператора не приходится.

Водители, недовольные тем, что им пришлось заплатить деньги за проезд в пробке на платной дороге, возникшей из-за неоконченных там ремонтных работ, могут направить претензию в адрес исполнителей с требованием компенсации платы за услугу и иных затрат, возникших в связи с выявленными недостатками платной дороги (например, оплата дополнительного топлива, посещения с детьми кафе в связи с длительным стоянием в пробке). Документальные подтверждения этих трат, а также видеофикасацию и фотографии производимого в период взимания платы ремонта потребуется приложить к претензии. Претензию следует направить оператору, оказывающему услуги на данной дороге. Если ответчик проигнорирует жалобу и не удовлетворит требование о возврате платы за услугу и не компенсирует ущерб, потребителю придется направить иск в суд по месту нахождения ответчика. К иску необходимо будет прикрепить вышеуказанные документы, а также дополнить иск требованием взыскать с ответчика потребительского штрафа и всех судебных затрат, включая стоимость оплаты юридических услуг по иску.

На что будем ссылаться? Согласно ст.29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги. При этом, особо подчеркнуто право потребителя на полное возмещение убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Кого привлекать ответчиком? Попробуйте обратиться в организацию ООО «Автодор платные дороги» через сайт https://www.avtodor-tr.ru/ru/ и уточнить, относится ли спорный участок дороги к их подведомственности. Претензию также можно будет направить через их портал», — пояснила Екатерина Скосаренко.

Автор: Оксана Чапля
ТеГИ
платная автодорога, пробка, деньги
Поделиться
Похожие новости