Новость политики

Изнутри или «с головы» гниёт «Яблоко»?

24.11.2021 в 09:17:00
6111

После партийной реформы и последних выборов представлять оппозицию в Думе становится всё более ответственным делом. Теперь лучше не прогуливать партийные собрания, не скупиться на взносы, не критиковать слишком резко руководство, не конфликтовать с московской мэрией, – и уж если ты в «Яблоке», то не стоит поддерживать партийных конкурентов. А то, не ровен час, могут и убрать с рынка политконкуренции

Накануне стало известно, что из московского отделения партии «Яблоко» выбыло полтысячи депутатов. Часть из них исключили, а часть – сняли с регистрации (эти депутаты сохраняют членство в «Яблоке», но теряют важные внутрипартийные функции).

«Готовилось это давно — рассказала «Московской газете» снятая с регистрации в партии муниципальный депутат Гагаринского района Москвы Елена Русакова. — Фактически выбирались наиболее активные члены партии, которые при этом ведут себя достаточно независимо и призывают к реформам. В целом, тенденция такова».

Происходящее может быть связано с давлением на партию извне, считает мундеп.

«Исключенные из партии говорят, что все это вызвано стремлением руководства остаться на своих постах и ничего не менять. Поэтому вычисляются те, кто независим либо настроен критически по отношению к руководству. Это не мои оценки, а то, как это обсуждается среди членов партии или уже бывших ее членов. Политологи говорят, что сейчас все партии в России, сохранившие лицензии, подвергаются давлению, к ним выдвигаются определённые требования: не допускать и не поддерживать протестную активность. «Яблоко» сейчас – слабейшая из всех системных партий. Если КПРФ еще может как-то противостоять давлению, имея массовую и разветвлённую региональную сеть, то «Яблоко» – нет. Существует такое предположение».

Свое снятие с регистрации депутат объясняет опытом взаимодействия с московской мэрией в 2017 году.

«Это тоже только предположение — говорит Елена Русакова. — В таких делах никаких документов на руки никогда не получишь. После того, как мы победили на муниципальных выборах, все голоса в Гагаринском районе достались оппозиционным кандидатам. А это округ, в котором голосовал Владимир Путин. Говорят, что после этого казуса несколько значимых людей ушли со своих постов. И, как неоднократно передавали мне журналисты-расследователи, московская мэрия, похоже, сочла меня очень опасным соперником, которого надо блокировать любыми средствами».

Тогда же, по словам депутата, в октябре 2017 года в Москве создали программу и специальные пропагандистские группы во всех районах города, которые занимались дискредитацией муниципальных депутатов среди населения.

«Эта деятельность продолжается и по сей день, депутатов переманивают на сторону мэрии, — рассказывает Русакова. — В нашем районе есть чрезвычайно активная пропагандистская группа, ее руководитель выступал против меня на выборах в Мосгордуму 2019 года, пронеся с собой полный пакет откровенно рисованных подписей, собранных теми же сборщиками, которые собирали подписи для «единороссов». Против меня был организован довольно серьезный «сервис», который предоставляется не каждому».

Теперь эта изначально «антияблочная» аргументация пропагандистов всплывает на заседаниях и комиссиях самого «Яблока», считает политик. По словам муниципального депутата, это наводит на подозрения, не было ли «заказа» извне по отстранение от партийных «рычагов» неудобных мундепов.

«Уже давно мы заметили связь между некоторыми сотрудниками аппарата партии и этой командой. Депутаты и местные жители посылали руководству «Яблока» жалобы с просьбой не принимать от них документы, не рассматривать их аргументы и вообще с ними не работать. Но эффекта это не дало. Наблюдатели говорят о возможной связи между руководством «Яблока» и московской мэрией. Эти сообщения поступали мне в разное время из разных источников, и проверить их достоверность я не могла. Но предполагаю, что аппарат партии не мог не выполнить заказ на мое «устранение». При этом с критикой ее руководства я не выступала», — добавила Русакова.

По словам политика, исключение из «Яблока» сторонников Максима Каца, якобы пытавшегося, как считают в партии, дискредитировать её и подвергнуть рейдерскому захвату, имеет место быть, но в некоторых случаях могло оказаться просто предлогом: ряд сторонников Каца действительно ставили под сомнение легитимность выборов руководства партии.

«Некоторых людей действительно исключили за тесное сотрудничество с Кацем — пояснила Елена Русакова. — Но далеко не все исключенные на этом основании были действительно с ним связаны. Эти списки составляются очень небрежно. Убрали, в том числе, нескольких муниципальных депутатов, не имеющих к нему никакого отношения. Один из них Юрий Зуев — опытный наблюдатель, который заметил нарушения электоральных стандартов в выборах руководства московского отделения «Яблока». Таких случаев, явно, было больше двух».

Что касается думской избирательной кампании VIII созыва, то, по словам собеседницы издания, «Яблоко» выступило с жалобами на результаты ДЭГ: «Но эта тема не раскручивалась партией так активно, как это делали другие, в частности, КПРФ. Может быть, для людей, которые активно выступали против ДЭГ, например, Максима Гангальского, эта активность сейчас сыграла свою роль».

Эта версия представляется убедительной, если ознакомиться с публикацией Максима Гангальского в «Новой газете». В администрации муниципального округа Раменки, где работает Максим, «Московской газете» не дали телефона депутата, а в профкоме сотрудников физического факультета МГУ, где Гангальский занимается научной деятельностью, сказали: «Найдите почту и телефон сотрудника на сайте факультета». Как выяснилось, страница Максима на сайте физфака МГУ удален 20 сентября 2021 года.

На вопрос журналиста издания, какие ещё возможные идеологические разногласия между депутатами и руководством «Яблока» могут влиять на внутреннюю жизнь партии, Елена Русакова, отметила, что это своеобразный стиль и подход: «Позиция, которую занимает Григорий Алексеевич (Явлинский) и, может быть, кто-то еще из руководства – это комментарии о действиях власти — острые, интересные, но это не протестная активность. А рядовые партийцы, которые хотят каких-то изменений, ждет каких-то практических действий: какие-то кампании по решению проблем, воздействие на реальность в стране. Позиция руководства партии по взаимодействию с городскими активистами такова, что это «не надежные люди, они потом не будут за нас голосовать. Есть, конечно, депутат Мосгордумы Сергей Митрохин, он старается проводить публичные акции, но он, как мне кажется, действует в личном качестве. Если за масштабными снятиями последует судебный иск или коллективная жалоба от исключенных или ограниченных в возможностях депутатов, не исключено, что Минюст может закрыть «Яблоко».

От лица пресс-секретаря Григория Явлинского Игоря Яковлева, в «Яблоке» дали «Московской газете» разъяснения по поводу снятия депутатов, подчеркнув, что этот вопрос не входит в компетенцию Григория Алексеевича.

«В апреле 2021 года были внесены изменения в устав партии, связанные с партийной реформой. Права членов партии расширяются, но параллельно повышаются требования к партийной дисциплине. (Можно ли считать это «давлением извне» и намёком на то, что пора «чистить ряды» — вопрос открытый, – прим.авт.). Теперь в уставе партии прописаны статусы зарегистрированных и незарегистрированных членов партии. Последние не смогут принимать участие в голосованиях по принятию партийными организациями решений и избираться в руководящие партийные органы.

Пресс-секретарь Явлинского сказал, что никаких «сталинских чисток» в «Яблоке» не проводится, и не согласился с тем, что снятие депутатов с регистрации серьёзно ограничивает их политический ресурс.

«Это мера воспитательного характера – объяснил пресс-секретарь. – Да, депутат может, если он изменит стратегию своего поведения в партии, вернуться к регистрации, в уставе есть процедура, как это делается. Оснований для снятия депутатов – три, это: отсутствие партийной активности – например, участия в собраниях и осуществления взносов в Фонд партии (активность перечисленных Еленой Русаковой снятых депутатов руководство «Яблока» назвало бы «внепартийной»); клевета в адрес партии и её руководства (можно ли назвать таковой сомнения в легитимности партийных выборов – тоже вопрос открытый, – прим.авт.); поддержка КПРФ в «Умном голосовании», то есть – работа против «Яблока».

«Точно так же, как на страницах «Московской газеты» не потерпят клеветы в адрес издания и похвал в адрес, например, «Московского комсомольца», – подчеркнул Игорь Яковлев.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
яблоко, партия, реформа, оппозиция
Поделиться
Похожие новости