Новость политики

Как изменится курс Турции в случае победы оппозиции?

Как изменится курс Турции в случае победы оппозиции?

фото: freepik

16.05.2023 в 19:52:00
3635

Вероятность второго тура выборов президента Турции стала реальностью, президент страны Реджеп Эрдоган опережает лидера оппозиции Кемаля Кылычдароглу на скромные 5% голосов. Позиции Эрдогана не назовёшь слабыми, но оппозиции может помочь «спойлер», считает политолог Дмитрий Бридже. Каков будет политический курс страны в случае победы оппозиционной коалиции, «Московская газета» обсудила с русскоязычным источником в Турции

«По итогам первого тура видно, что Эрдоган не побеждает, он набрал 49,42%, — рассказал «Московской газете» политолог, тюрколог, эксперт РСМД Дмитрий Бридже. — Лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу набрал 44,95% голосов. Оппозиционный политик Синан Оган, скорее всего, будет выступать в роли «спойлера». И может «слить» свои 2 824 000 голосов в пользу Кемаля. Это даёт оппозиции шанс на победу: если Синан Оган обратится к своему электорату с просьбой голосовать за Кемаля Кылычдароглу, Эрдоган может проиграть».

Оппозиция имеет свою программу развития страны, которая включает в себя меры по борьбе с коррупцией, улучшению экономического развития и поддержке малого бизнеса, а также по укреплению демократических институтов, отметил собеседник издания.

«Оппозиционная партия CHP предлагает сократить расходы на оборону и инвестировать в социальные программы, образование и здравоохранение, — сообщил Дмитрий Бридже. — Однако, насколько успешно они смогут реализовать свои программы, если придут к власти, зависит от многих факторов, включая политическую конъюнктуру и доступные ресурсы».

Лидер оппозиции обещает за два года решить вопрос с беженцами из Сирии и вернуть их на родину. Насколько это реалистично?

«Сирийские беженцы в Турции имеют право голосовать на выборах в своих родных странах, но не имеют права голосовать на выборах в Турции. Однако, их присутствие в Турции может иметь влияние на турецкую политику по отношению к Сирии, а также на отношения между Турцией и другими странами, участвующими в сирийском конфликте. Предложения Кемаля Кылычдароглу по беженцам могут быть реалистичными или популистскими, в зависимости от того, насколько они основаны на конкретных планах и ресурсах для их реализации. Турецко-сирийские отношения остаются напряженными в связи с приграничными конфликтами и участием Турции в сирийском конфликте. При этом, принятие сирийских беженцев может создавать дополнительную напряженность в отношениях между двумя странами. Развитие отношений между Турцией и Сирией, а также между Турцией и Россией зависит от многих факторов и может быть предсказано только с большой осторожностью», — рассказал политолог.

Насколько готово население Турции к протестному голосованию и вообще протесту? И насколько поддерживают Эрдогана бизнес-элиты и армия?

«Вспомним митинги против переноса памятника Мустафе Кемалю Ататюрку, приведшие к столкновениям. Вспомним попытку переворота в Турции. Ситуация и обстановка очень напряжённые, идёт борьба между светской Турцией и политическим исламом. Между разными образами жизни, исходя из которых, каждый предпочитает ту или иную кандидатуру на пост главы страны. Эрдоган – не только политик, но и духовный лидер, вдохновляющий граждан Турции. Так же, как и Кемаль Кылычдароглу, выступающий за сохранение демократических институтов и парламентскую республику. В турецких бизнес-элитах и армии – раскол, часть выступает за Эрдогана, часть против, и этот раскол влияет на избирательную кампанию», — отметил эксперт.

А что с голосами курдов, проживающих в районах, пострадавших от землетрясения?

«Курды образуют значительный процент населения Турции, и их голоса могут иметь решающее значение во многих избирательных округах. Кемаль Кылычдароглу, лидер оппозиционной народной партии (CHP), выступал за уважение прав курдов и за урегулирование конфликта с помощью диалога, в то время как правительство Эрдогана ведет жесткую политику по отношению к курдской общине. Поэтому Кылычдароглу может получить поддержку от курдского населения, если его программа и предложения будут соответствовать их интересам», — считает Дмитрий Бридже.

«Турция до и после реформ Эрдогана – это две разные Турции, —рассказал «Московской газете» источник в общественно-политической жизни Турции. — При Эрдогане сильно поднялась экономика, качество жизни людей, уровень прав и свобод. Страна принимает беженцев не только из Сирии, но и, например, из стран Кавказа. Уйгурам, бежавшим из Китая, здесь тоже дали «зеленый свет». Правительство Эрдогана много сделало для защиты прав и свобод людей, тюркоязычных или не тюркоязычных. При Эрдогане произошло мощное развитие инфраструктуры, армии, обороны».

Однако, по Турции очень сильно ударил коронавирус, отметил источник: «Из-за сокращения туристического сектора экономики упали доходы населения, растёт инфляция. Турции не хватает своего зерна, потому что мало пахотных земель. На внешнем рынке зерно подорожало, и Турция вынуждена покупать его по высокой цене, иначе оно будет продано, например, Китаю. Есть ощущение, что в стране несколько поднялся уровень коррупции. Из-за всего этого подорожала жизнь, и в людях появилось недовольство».

Политическая жизнь страны устроена по принципу коалиций, отметил собеседник.

«В Турции не бывает такого чтобы одна партия набирала хотя бы 60% или 50% голосов. Создаются коалиции. Оппозиция создала совкоалицию, в их блоке находятся три исламистские партии в блоке с кемалистами. В коалиции Эрдогана объединились курдская партия «зелёных» и партия «Рефах» («Новая Партия Благоденствия»), присоединившаяся в последний момент. Курды и исламисты есть по обе стороны власти. Если человек исповедует ислам, то его, если он при том недоволен Эрдоганом, может привлечь и оппозиция. Это Турция: открытый политический выбор, много зарегистрированных партий, способных набрать электорат. На прошлых выборах в турецком регионе Байбурт вообще выиграли марксисты, и они имели все рычаги для победы. Так что шансы коалиций Эрдогана и оппозиции – 50 на 50. Думаю, что во втором туре чаша весов склонится к альянсу вокруг Эрдогана», — считает источник.

Перед выборами Эрдоган провёл ряд реформ, но сильно ли они помогут ему победить, неизвестно, отметил собеседник «Московской газеты».

«Провели пенсионную реформу: граждане теперь могут уйти на пенсию преждевременно. Но турки – трудоголики, они не любят выходить на пенсию, это другой менталитет. Ещё подняли минимальную зарплату, ввели какие-то «плюшки» для бюджетников. Всё это, конечно, плюс перед выборами. Но всё-таки они чуть-чуть опоздали со всем этим, реформ перед самыми выборами выглядят несколько навязчиво», — заметил источник.

Если к власти придёт оппозиция, перемены в Турции будут очень большие, сказал собеседник.

«Кемаль Кылычдароглу уже объявил, что Россия пытается влиять на турецкие выборы. Это уже «звоночек». Победа оппозиции напрямую может повлиять на отношения с Россией, есть вероятность, что Турция присоединится к режиму западных санкций. Если к власти придёт оппозиция, позиция Турции насчёт Украины, скорее всего, перестанет быть нейтральной. Сирийских беженцев будут пытаться выдворить из страны и вернуть обратно. Но сразу надо сказать, что Башар Асад не готов принять этих людей. Асад будет делать всё так, чтобы не принимать беженцев, потому что это не в интересах Москвы. И не получится ли, что турков потом обвинят, что они вытолкали беженцев обратно в воюющую Сирию? Европа тоже не возьмёт этих беженцев, хотя и поддерживает Кемаля Кылычдароглу. А он обещал, что в течение двух лет отправит всех по домам, но это вряд ли возможно. При оппозиции будет «чистка» кадров, запрет на продажу недвижимости иностранцам, это сделает жильё более доступным для турков, но ударит по рынку элитного жилья. Возможно замедление инфляции за счёт поддержки Запада, инвестиционных вливаний, но будет подниматься процентная ставка», — прогнозирует источник.

«По поводу беженцев: однажды турки выпустили их через границу, и те заполонили страны Европейского союза, — заметил в комментарии «Московской газете» старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Мехти Мехтиев. — Затем Турция договорилась со странами ЕС, что они будут финансировать содержание беженцев. Подход оппозиционного лидера опасен для ЕС. Если же он имеет ввиду высылку беженцев в Сирию, то встанет гуманитарный вопрос, учитывая состояние Сирии после нескольких лет войны. Что касается проблем с мигрантами в Турции, вероятно, они вносят свой вклад в безработицу и падение заработных плат. Безработица в Турции на уровне 10%, что выше нормальных 5-6% почти вдвое».

«При Эрдогане будет сближение с Турции с Башаром Асадом и продолжение борьбы с курдами, — считает кандидат политических наук, эксперт РСМД Камран Гасанов. — При Кемале Кылычдароглу — отказ от контактов с Асадом как диктатором и отказ также от пассионарности военной политики. Чтобы не обидеть США».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
турция, оппозиция, выборы
Поделиться
Похожие новости