Новость политики

«Новые люди» и несговорчивость КПРФ. Как коммунисты собираются завоёвывать московские районные советы

«Новые люди» и несговорчивость КПРФ. Как коммунисты собираются завоёвывать московские районные советы

Фото © «Московская газета»

25.12.2021 в 10:48:00
2831

Левому уклону в муниципальной кампании 2022 может помешать ДЭГ

В единый день голосований в следующем году в Москве пройдут муниципальные выборы. В 124 районах будут избраны новые составы советов депутатов.

В 2017 году благодаря инициативе Дмитрия Гудкова по координации действий оппозиционных кандидатов партию власти существенно потеснили, тогда в 7 районах не оказалось ни одного единоросса, ещё в 25 они получили меньше половины мандатов, а в 5 муниципальных образованиях поделили места поровну с другими политсилами.

Вряд ли московские власти захотели бы повторять подобный итог. Однако в данном случае, как представляется, ещё не всё зависит от их желания.

После совсем недавно отгремевших выборов в Госдуму 8 созыва немалый политический капитал набрала КПРФ. Коммунисты нарастили своё представительство в нижней палате парламента, получив 57 мандатов вместо прежних 42. Столицу вряд ли можно отнести к традиционно «красным» регионам, однако обстоятельства сложились таким образом, что основную выгоду от скандалов вокруг думских выборов на этот раз извлекла компартия.

В итоге на очных участках представители КПРФ, такие как Михаил Лобанов или Анастасия Удальцова, уверенно лидировали, обходя административных кандидатов. Но потом подоспели результаты онлайн-голосования, и ситуация стала диаметрально противоположной. Во всех 15 округах победили представители «Единой России» и самовыдвиженцы из списка Собянина. И дальше произошло неожиданное – КПРФ устами своего обычно довольно лояльного лидера Геннадия Зюганова отказалась признавать итоги выборов в Москве и даже попыталась организовать уличные протесты. Ответ оказался, напротив, весьма предсказуемым. Самых активных членов партии, включая некоторых депутатов Мосгордумы, подвергли штрафам и административным арестам, а сама партия почувствовала на себе всю силу государственного давления.

Как полагает политолог Кирилл Рогов, компартия по числу сторонников сейчас является единственной партией, сопоставимой с ЕР, а состав её избирателей сильно помолодел и включает в том числе высокообразованных граждан. «Я бы вообще не исключил, что КПРФ попробуют расколоть на две партии. В России после парламентских выборов осталось две главные партии: «Единая Россия» и КПРФ. Если очистить итоги от сомнительных технологий, за первую проголосовало около 32% избирателей, а за вторую — 25%. При этом КПРФ обогнала бы оппонента в четверти регионов и крупных городов. Это свидетельствует о новом балансе сил».

Есть ли у администрации президента стремление расколоть КПРФ, об этом можно спорить, но то, что коммунисты оказались под пристальным вниманием правоохранителей – бесспорно. Об этом свидетельствует скандал вокруг главы московского отделения партии Валерия Рашкина, которого отловили в саратовских лесах с якобы незаконно добытым лосём. Рашкин – одна из наиболее известных и решительно настроенных фигур в партии, он своим авторитетом и известностью мог бы поспособствовать прохождению многих кандидатов от КПРФ в том числе в муниципальные советы Москвы. Теперь ему вряд ли дадут сыграть эту роль.

Тем не менее сами коммунисты боевого духа не теряют. Депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфёнов уверен, что расколоть партию не удастся. «При любом раскладе у власти есть одна серьезная проблема в лице КПРФ. К нам сейчас повернулось огромное количество людей, может быть, даже не совсем разделяющих наши убеждения, но видящих в нашем лице альтернативу. И власть, зная о реальных результатах выборов, особенно в Москве, где коммунисты два года подряд победили, будет пытаться ослабить КПРФ. Это целенаправленная охота на партию, а не только на первого секретаря столичной организации. Хотя, конечно, они надеются, что, выбивая лидера, они дезорганизуют работу, и коммунисты придут к муниципальной кампании ослабленными. Мы же на такое давление должны ответить единством и готовностью работать в новых условиях», — сказал парламентарий «Московской газете».

И КПРФ уже сейчас готовится включиться в борьбу за районные мандаты. Причём бороться ей придётся не только с единороссами или самовыдвиженцами, но и с партиями, которые вряд ли пойдут на создание единой коалиции с коммунистами, например, с «Новыми людьми».

Если говорить о других оппозиционных партиях, то эксперты ожидают основного противостояния КПРФ именно с этими новичками федерального масштаба. «Новые люди» готовы потратить на кампанию до миллиарда рублей и уже сейчас начинают активно привлекать в свои ряды потенциальных кандидатов в мундепы. КПРФ также строит амбициозные планы. Юрист партии Мухамед Биджев заявил, что в идеале коммунисты хотели бы выдвинуть претендентов на все 1,5 тыс. мандатов, однако уже сейчас у них есть около 400 проверенных активистов, готовых бороться за места в райсоветах.

«Те избиратели, которые из-за электронного голосования не смогли отпраздновать победу своих левых кандидатов, оказались в массе своей не только не деморализованы, а наоборот, разозлены, они, как и сама КПРФ, жаждут реванша. Общепротестный электорат сейчас мотивирован на голосование, а у КПРФ есть оргструктуры, актив, а также задел с думской кампании, не воспользоваться которым было бы странно», — уверен руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв.

Однако проблем у лидеров левого политического спектра тоже предостаточно. В разговоре с «Московской газетой» журналист и политолог Самсон Шоладеми перечислил основные из них. Во-первых, по словам эксперта, преследование Рашкина всё же стала серьёзным ударом по московской структуре компартии, который отразится и на активности районных функционеров. Но это далеко не главное. Второй фактор, мешающий возможному триумфу коммунистов в московских муниципальных советах, медлительность, с которой КПРФ начинает подготовку к кампании.

«Я сейчас не вижу какой-то особой активности компартии по подготовке к выборам. Да, проводятся кое-где встречи с жителями районов, но этого недостаточно. Они (коммунисты, — прим.ред.) начинают готовиться к выборам не в декабре, не в феврале, а где-то к маю, когда формируются списки кандидатов», — пояснил Шоладеми.

Такая неторопливость, по мнению эксперта, может сыграть злую шутку с компартией, которая успеет растерять протестный запал с думских выборов и при этом не сможет вовремя набрать политические очки на районном уровне.

Кроме того, политолог не ожидает от коммунистов необходимой гибкости для объединения с другими партиями и районными группами активистов.

«Муниципальные выборы – это во многом борьба не партий, а личностей и районных объединений. Если КПРФ сможет найти с ними общий язык, успешно будет создавать локальные коалиции, может быть неплохой результат. Но пока такой готовности у них я не наблюдаю», — отметил Самсон Шоладеми.

Однако на руку КПРФ играет их статус парламентской партии. Её кандидатам не надо собирать подписи для выдвижения, поэтому у мэрии сильно сужается арсенал инструментов для недопуска наиболее сильных кандидатов.

Скорее всего, ожидает Шоладеми, для противодействия коммунистам, ставшим действительно второй политической силой в стране, будет использоваться противоположный метод – допуск всех желающих, появление максимального числа спойлеров.

Эксперт ожидает, что не допускать к выборам будут только самых одиозных для мэрии претендентов вроде Ильи Яшина. Остальным же будет разрешено «растаскивать» голоса, чтобы не позволить пройти большому количеству тех же коммунистов. К тому же Шоладеми призвал не забывать об электронном голосовании, которое, по словам журналиста, может обнулить любые достижения.

А как это происходит, мы в реальности могли наблюдать на прошедших думских выборах. И сейчас представляется вполне вероятным, что компартия споткнётся о то же самое препятствие, которое уже однажды помешало её столичному триумфу.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
дэг, кпрф, новые люди, выборы
Поделиться
Похожие новости