Новость политики

Почему в Москве заговорили о возможности присоединения Молдовы к Румынии

Почему в Москве заговорили о возможности присоединения Молдовы к Румынии

из открытых источников

26.06.2022 в 20:34:00
3909

Очередной пост зампреда Совета безопасности России Дмитрия Медведева, в последнее время не раз будоражившего информационное пространство, породил новые обсуждения международного масштаба. Медведев зачем-то вспомнил так называемый проект «великой Румынии», предполагающий присоединение Молдовы к этой стране, и заявил, что Россия реализации подобных намерений не потерпит

Чиновник выразил мнение, что Молдова может в обозримой перспективе войти в состав Евросоюза лишь путём потери своей государственности и присоединения к Румынии, уже давно входящей в ЕС. Медведев добавил, что, если Молдова пойдёт по пути принятия антироссийских санкций, она не сможет рассчитывать на покупку российских энергоресурсов, а в связи с гипотетическим присоединением к Румынии напомнил про проживающих в приднестровском регионе 220 тысяч граждан России, намекнув, что этот фактор позволит Москве вмешаться в ситуацию и не допустить неблагоприятного для себя исхода.

Молдова оказалась в центре внимания российского истеблишмента благодаря тому, что 23 июня этой республике вместе с Украиной был предоставлен официальный статус кандидатов в члены Евросоюза. В Кремле и МИД России дают понять, что не видят в этом ничего хорошего, хотя формально и признают этот процесс внутриевропейским делом. И министр иностранных дел Лавров, и пресс-секретарь президента Песков упомянули антироссийский курс молдавских властей, который взят одновременно с курсом на вступление в ЕС, и добавили, что иллюзий по поводу будущих молдавско-российских отношений не питают. А Медведев вспомнил ещё и про «великую Румынию», разговоры о которой идут чуть ли не с момента распада СССР, когда Молдова получила независимость.

Теоретическая возможность объединения Молдовы и Румынии обсуждается довольно долго, однако практических шагов в этом направлении до сих пор никто не делал. Президент Молдовы Майя Санду недавно заявляла, что такое объединение может произойти только при поддержке большей части населения. По данным последних опросов, присоединение к Румынии поддерживают от 30 до 40% молдаван. Это позволяет говорить о том, что суверенитет Молдовы слабо укоренён в сознании населения, однако и до подавляющей поддержке юнионистских идей там ещё далеко.

Молдаване и румыны являются этнически и культурно очень близкими народами и в начале прошлого века имели опыт совместного проживания в рамках единого румынского государства. Затем Молдова, тогдашняя Бессарабия, была включена в состав СССР на правах союзной республики и затем в этих же границах получила независимость. Кроме того, в регионе с преимущественно русскоязычным населением, на левобережье Днестра было создано своё непризнанное квазигосударство Приднестровье, считающее себя независимым уже от Молдовы.

Проблема Приднестровья сразу же исключает любую возможность безболезненного воссоединения с Румынией, поскольку эту территорию прежде необходимо каким-то образом вернуть под контроль хотя бы самих молдавских властей. Следующий вопрос — экономический. Молдова стабильно является одной из беднейших стран континента, а Румыния – самая бедная страна из входящих в ЕС. Присоединение Молдовы легло бы тяжёлым бременем на и без того не слишком устойчивую румынскую экономику, поэтому такой смелый шаг правительства в Бухаресте можно считать крайне маловероятным. В МИД Румынии также подтвердили отсутствие любых подобных планов, назвав предположение Медведева «фальшивой риторикой Кремля».

Дискуссии о возможных перспективах объединения Молдовы и Румынии вновь активизировались после недавнего совместного заседания депутатов парламентов двух стран, прошедшего в Кишинёве. На нём парламентарии обсуждали координацию усилий двух законодательных органов по укреплению двусторонних отношений и поддержку Румынией принятия Молдовы в Евросоюз. О возможном вхождении Молдовы в состав Румынии в ходе этого мероприятия не было сказано ни слова, однако оппозиция всё равно нашла в нём повод для громких обвинений власти в сдаче национального суверенитета. Блок коммунистов и социалистов, отказавшийся участвовать в заседании, назвал его антиконституционным и демонстрирующим склонность руководства республики к национальному предательству. Ещё ранее об угрозе военного и политического присоединения Молдовы к Румынии писал экс-президент республики Игорь Додон. Однако эксперты не видят особых оснований для подобных алармистских заявлений. Понятно, что у парламентской оппозиции одной из функций является поиск ошибок в решениях действующей власти и их высвечивания перед избирателями, даже если эти ошибки мнимые.

«Это, безусловно, вариант крайнего дня, а не то, что запланировано вот-вот. Додон отчасти от дури отжигает, а отчасти говорит о реальной вещи, которая необязательно когда-то будет реализована», — говорит о вероятности присоединения Молдовы к Румынии эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. О том, что прошедшее заседание нельзя считать каким-то предвестием объединения, заявила и аналитик Института развития и социальных инициатив Молдовы Татьяна Ларюшина. Она отметила, что совместное заседание двух парламентов говорит не о подготовке слияния двух государств, а лишь об их общих ценностях и интересах. Ларюшина считает, что самой Румынии такое объединение не нужно из-за масштабных структурных проблем, которые оно повлекло бы за собой. Здесь стоит напомнить, что мир знает немало примеров очень близких отношений между государствами, в которых живут этнически схожие народы, но при этом никому не приходит в голову говорить об угрозе аннексии или поглощения. В Турции и Азербайджане популярно выражение «одна нация, два государства», а президенты Ильхам Алиев и Реджеп Эрдоган называют друг друга братьями, но никаких острых дискуссий об объединении там нет, а российские руководители высшего звена не делают заявлений с многозначительными намёками по этому поводу.

Ещё несколько лет назад румынский политический аналитик Богдан Дука объяснил причину того, почему в Москве так много внимания уделяют гипотетической возможности объединения Молдовы с Румынией. Он назвал Россию главным бенефициаром такого авантюрного шага, как объединение двух государств, поскольку это привело бы к политической и экономической дестабилизации самой Румынии, её возможному выходу из ЕС или НАТО и кризису регионального масштаба. Само же объединение специалист также назвал нереалистичным сценарием.

Сейчас, похоже, гипотеза румынского политолога получило очередное подтверждение. Очевидно, что стремление постсоветских республик в евроатлантические структуры типа Евросоюза или НАТО вызывает соответствующую реакцию в Москве, поскольку Кремль считает этот регион зоной своего исключительного влияния.

Параллельно Кишинёв пытаются удержать от присоединения к антироссийским санкциям. Накануне председатель молдавского парламента Игорь Гросу заявил, что страна готова проявить политическую солидарность с ЕС и присоединиться к некоторым ограничительным мерам в отношении России. И Дмитрий Медведев тут же пообещал отключить Молдову от поставок российских энергоносителей, от которых страна всё ещё достаточно сильно зависит.

Между тем, даже иллюзорные сценарии вроде присоединения Молдовы к Румынии могут иметь вполне реальные последствия для российско-молдавских отношений. Ещё в 2016 году Минобороны Молдовы характеризовало Россию как главную угрозу безопасности республики. Уже действующий президент страны Майя Санду после своего избрания потребовала вывода российского воинского контингента из приднестровского региона, который официально даже сама РФ признаёт частью территории Молдовы. Ответа на это требование не последовало.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
москва, молдова, присоединение, румыния
Поделиться
Похожие новости