Новость политики

Подготовка к запуску электросудов в Москве входит в финальную стадию

Подготовка к запуску электросудов в Москве входит в финальную стадию

Фото © «Московская газета»

17.04.2022 в 16:45:00
3535

В Москве началось тестирование пяти новых понтонных причалов, которые должны будут обеспечить круглогодичные регулярные перевозки на электрических судах по Москве-реке

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, оборудование причалов является одним из важнейших этапов перед запуском электрических речных трамваев. Причалы будут выполнять не только функцию остановок на водных маршрутах для посадки и высадки пассажиров, но одновременно станут зарядными станциями для судов. Заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов рассказал, что подзарядка речных трамваев будет производиться в течение нескольких минут, пока идёт посадка-высадка пассажиров. В Дептрансе Москвы утверждают, что причалы адаптированы в том числе для использования маломобильными гражданами. Там предусмотрены широкие проходы и пандусы, а также места для инвалидных колясок. 

«Мы контролируем, как специалисты проверяют причалы на грузоподъемность, устойчивость к нагрузкам от речного течения, волн и ветра», — добавили в ведомстве. 

Понтонные причалы, как и сами суда, отечественного производства. Их выпускает АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт» на своих предприятиях в Перми и Петербурге, а окончательная сборка происходит уже в Москве.

В конце марта стало известно, что в столице начались ходовые испытания самих кораблей. Всего у компании «ВодоходЪ» будет закуплено 21 судно, а в этом году на пассажирские линии должны выйти 9 из них. Московское правительство также заключило 15-летний контракт на их техническое обслуживание на общую сумму 19,5 млрд рублей. На старте проекта предполагалось, что изначально будет запущено два регулярных маршрута по Москве-реке: от Киевского вокзала до Филей и из Печатников до ЗИЛа. В дальнейшем маршрутная сеть может быть расширена в том случае, если этот вид транспорта будет пользоваться популярностью. Пропускная способность одного маршрута пока будет составлять 15-16 тыс. человек в сутки.

Замглавы департамента транспорта Москвы Алексей Митяев уверен, что у регулярного водного транспорта в Москве хорошие перспективы для развития. Он подчеркнул, что речь идёт не о туристических или прогулочных поездках, а именно о повседневных перевозках. Маршруты разработаны таким образом, чтобы на их пути оказались районы, где предстоит возведение новых жилых кварталов, чтобы жители изначально привыкали к наличию водного транспорта в качестве одной из альтернатив. Митяев уточнил, что в некоторых случаях пассажиром с помощью речных трамваев удастся сэкономить до 40 минут в пути. В частности, жители соседних с «Москва-Сити» районов смогут добираться из своих жилых комплексов до делового центра без пересадок. В то же время, водные маршруты будут полностью интегрированы с остальной системой городского транспорта. За эти поездки также можно будет расплачиваться картой «Тройка» или через систему Face Pay, а в будущем появятся пересадочные узлы с речного транспорта на метро и наземные маршруты. Для того, чтобы полноценно включить речной трамвай в городскую среду, правительство Москвы даже готовит проекты законодательных изменений. 

В частности, власти хотят увеличить разрешённую скорость движения по Москве-реке, которая сейчас составляет 15 км/ч. «Мы заложили техническую возможность, чтобы суда могли развивать 20–25 км/ч, но тут нужны законодательные изменения, над которыми мы сейчас работаем с Министерством транспорта. Также хотим создать приоритет прохода речным трамваям – как на дороге выделенные полосы для общественного транспорта», — рассказал замглавы Дептранса.

Однако пока прогнозировать популярность нового вида транспорта довольно сложно. Поэтому сперва будет запущено лишь два маршрута, а затем их количество и перечень остановок будут корректироваться в зависимости от потребностей пассажиров. На линиях будут ходить 50-местные электросуда с местами для маломобильных пассажиров и бесплатным подключением к интернету. Параметры оплаты за проезд пока не определены. Возможно, стоимость будет зависеть от дня недели. Хотя первые суда начнут регулярно курсировать лишь с июля 2022 года, первый положительный эффект для экономики города уже заметен. Благодаря этому проекту предприятия, задействованные в производстве и обслуживании электросудов, открыли около тысячи новых рабочих мест. Регулярные маршруты речных трамваев в Москве существовали и прежде, однако они были закрыты в 2006 году. Теперь этот вид перевозок восстанавливается.

Ранее сообщалось, что маршруты на электрических судах планируется организовать и в Петербурге. Сами корабли начали производить на предприятиях ООО «НПК Морсвязьавтоматика» и ООО «Национальная резервная корпорация» в Ленинградской области. Однако этот рынок для России абсолютно новый, и пока работа в этой области связана с большим количеством рисков. В частности, эксплуатация электросудов теоретически должна быть в несколько раз дешевле, чем дизельных, но эти расчёты ещё предстоит подтвердить на практике. Развитие тормозит и отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе зарядных станций, в Петербурге и других регионах, где могли бы быть запущены аналогичные перевозки.

«Конечно, весь мир постепенно переходит на использование электроэнергии на транспорте. Экономически это невыгодно, поэтому должна быть политическая воля, которая должна иметь своей целью заботу о населении и экологии. Понятно, что для конечного потребителя важна не экологичность, а цена билета и скорость», — говорил гендиректор компании «Астра Марин» Андрей Кузнецов. 

Иными словами, успех подобных проектов, в том числе и московского, во многом зависит от стабильной финансовой поддержки со стороны государства. Если её не будет, то по стоимости билетов электросуда вряд ли выдержат конкуренцию с традиционными городскими видами транспорта.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
электосуда, Москва-река, транспорт
Поделиться
Похожие новости