Новость политики

С правящей партией Грузии может сыграть «злую шутку» один факт

С правящей партией Грузии может сыграть «злую шутку» один факт

Фото © «Московская газета»

29.11.2024 в 14:01:00
1748

Эксперты рассказали, ожидать ли от Грузии интеграции с Россией

В Грузии 26 октября состоялись очень непростые парламентские выборы, по официальным результатам которых победу одержала находящаяся у власти с 2012 года партия «Грузинская мечта». Партии не хватило одного мандата до конституционного большинства – из 150 мест в однопалатном грузинском парламенте «Грузинская мечта», по официальным данным, получила 89. Ни одна из прошедших в парламент оппозиционных партий не признала официальные итоги голосования и не приняла участия в открытии нового созыва законодательного органа, а первое заседание, вопреки Конституции, состоялось без согласования с президентом. Протесты спровоцировали и сами по себе результаты выборов, но буквально через несколько дней после того, как новоизбранный парламент начал работу, премьер-министр Ираклий Кобахидзе объявил, что Тбилиси до 2028 года замораживает переговоры о вступлении в ЕС. Это вызвало новый всплеск недовольства в обществе, и тысячи людей вышли на улицы. В столице Грузии протесты переросли в столкновения с полицией, которые продолжались до самого утра.

На данный момент президентом республики остаётся Саломе Зурабишвили, которая вместе с крупнейшими оппозиционными партиями обвиняет «Грузинскую мечту» в фальсификациях выборов и нелегитимной победе. Однако её полномочия истекают в декабре, и правящая партия уже выдвинула в кандидаты на пост президента Грузии депутата и бывшего футболиста Михаила Кавелашвили, причём голосовать за кандидатов будет коллегия выборщиков, а не граждане республики. На фоне продолжающегося политического кризиса «Московская газета» поговорила с экспертами о том, как события могут развиваться дальше и стоит ли ожидать кардинального улучшения грузино-российских отношений в ближайшем будущем.

«Роль президента здесь сугубо техническая, — рассказал «Московской газете» политолог, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв. — Избрание предрешено. Михаил Кавелашвили полностью лоялен олигарху и основателю партии «Грузинская мечта» Бидзину Иванишвили. Каких перемен вы ждете от Кавелашвили? Тут куда важнее назначение министра иностранных дел. Действующий министр иностранных дел Грузии Илья Дарчиашвили не войдет в новый состав правительства, формируемый по итогам выборов, на этот пост выдвинута депутат Мака Бочоришвили. Об этом на брифинге объявил премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе. Именно новому главе МИД Грузии предстоит выправлять отношения с ЕС и США. Потому что, на мой взгляд, политика Грузии будет многовекторной. Россия важна как торгово-экономический партнёр, а также для обсуждения возможностей реинтеграции Грузии в советских границах.

Но грузинское общество хочет видеть Грузию частью Европы. Грузины голосовали за мир, а не союз с Россией. Впрочем, даже нейтральная Грузия — это то, что уже можно преподносить как успех российской внешней политики».

Президент в парламентской республике — персона, которая мало на что влияет, отметил в беседе с «Московской газетой» политолог Алибек Мукамбаев:

«До того, как стать кандидатом в президенты Грузии Михаил Кавелашвили был неплохим футболистом, при этом у него не было никакой политической карьеры. И он просто не может быть противником влиятельного грузинского олигарха Бидзина Иванишвили или ещё чьим-то политическим оппонентом. Тот же Пашинян в Армении начинал с того, что работал журналистом, и поднаторел в политической борьбе. А кому ровня Кавелашвили: Алиеву, Эрдогану, Пашиняну, другим соседям по региону? Это просто договороспособная персона, хотя и, возможно, неприятная ЕС. Впрочем, Евросоюз может сделать властям Грузии очень больно, отменив безвизовый въезд для грузин, как планирует. Но внутри самой Грузии теперь всё будет зависеть от партии «Грузинская мечта» и олигарха Иванишвили».

Вряд ли Грузия будет пророссийской, считает политолог.

«Я бывал в Грузии. Молодёжь там не так уж хорошо знает русский и довольно свободно говорит на английском. При этом люди там до сих пор говорят о потере территорий, имея в виду Абхазию и Южную Осетию. Конечно, «тараном» против России, каким был Саакашвили, Михаил Кавелашвили точно не будет. Он будет держать нейтралитет, не враждебный и не слишком дружелюбный. Но и это будет большим плюсом. Появление на Южном Кавказе стран, которые занимают нейтралитет по отношению к России в текущей ситуации, это уже большой успех. Армения, которая сильно завязана на российскую экономику, Иран, который будет заключать стратегический договор в Россией, глава Турции Эрдоган, с которым всегда можно работать… После военного конфликта 2008 года и президентства Саакашвили всё могло сложиться иначе, могла возникнуть враждебность к России. Её не возникло. Но и слишком пророссийских движений новый президент делать не будет», — размышляет Алибек Мукамбаев.

По мнению политолога, тот факт, что партия «Грузинская мечта» заняла большинство в парламенте страны, может сыграть с ней злую шутку.

«Возможно, они слишком положились на собственные силы. Потому что в парламенте не будет оппозиции, а она во многом легитимизирует власть. Кавелашвили должен вернуть оппозицию с улиц в политическое поле. Потому что иначе ответственность за все решения и за все проблемы будет нести только «Грузинская мечта». Причём многие граждане могут сказать: «А мы за них не голосовали, мы голосовали за оппозицию, — а наша оппозиция бойкотировала власть». Проблемы по экономике точно будут возникать, и всё ляжет на плечи «Грузинской мечты», — заключил Алибек Мукамбаев.

Михаил Кавелашвили, скорее всего, станет лишь формальной фигурой, если станет президентом Грузии, рассказал «Московской газете» директор отдела российских исследований Центра арабо-евразийских исследований, член РСМД Дмитрий Бридже.

«Учитывая его политический бэкграунд и ограниченные полномочия президента в грузинской системе, реальный курс страны будет зависеть от правящей партии и премьер-министра. Если Грузинская мечта сохранит контроль, курс останется балансирующим формально прозападным, но сдержанным в вопросе санкций против России. С Россией, скорее всего, сохранится прагматичный подход – экономические связи, осторожная риторика. С Западом – символические заявления о евроинтеграции без реальных шагов, чтобы избежать эскалации. Кавелашвили, как и многие президенты Грузии последних лет, будет, скорее, исполнять церемониальные обязанности и транслировать общую линию власти, а ключевые решения будут принимать те, кто контролирует парламент и правительство», — прогнозирует политолог.

Исторически Грузия находилась в сложной геополитической ситуации, балансируя между Россией, Турцией, Ираном и Западом, напомнил Дмитрий Бридже:

«После распада СССР страна выбрала курс на интеграцию с Западом, что особенно ярко проявилось в эпоху Михаила Саакашвили. Однако евроатлантическая интеграция столкнулась с препятствиями: конфликт с Россией в 2008 году, нерешенные территориальные споры (Абхазия, Южная Осетия), а также внутренняя политическая нестабильность. В последние годы Грузия пыталась удерживать многовекторный подход: экономическое сотрудничество с Россией, риторическая лояльность Западу и осторожные реформы, направленные на привлечение инвестиций».

Если Кавелашвили станет президентом, исторические предпосылки такой политики останутся актуальными, полагает Дмитрий Бридже.

«Формально Грузия сохранит курс на евроинтеграцию, чтобы поддерживать интерес западных партнеров, но при этом будет избегать прямой конфронтации с Россией. В конечном итоге реальный вектор развития будет определяться парламентским большинством и премьер-министром, а не президентом. Таким образом, политика страны останется реактивной, подстраивающейся под изменяющиеся внешние и внутренние обстоятельства», — заключил директор отдела российских исследований Центра арабо-евразийских исследований.

Грузинский политолог Шота Апхаидзе считает, что Грузия уже взяла курс на интеграцию с Россией, для чего на пост президента и выдвигается кандидатура Михаила Кавелашвили.

«У олигарха Иванишвили есть правая рука — бывший главный прокурор Грузии Отар Парцхаладзе, — рассказал политолог. — Он и познакомил его с Михаилом Кавелашвили. Кавелашвили последние 3 года часто посещает Россию по поручению Иванишвили. Он принят в определённых кругах, в том числе силовых. Его назначение было согласовано для того, чтобы президент Грузии был приемлемым и для России. При этом у Кавелашвили даже нет высшего образования. Он будет проводить решения Иванишвили, учитывая при этом определённые интересы России. Так что Грузию ожидает интеграция с Россией, Таможенный союз, ОДКБ и т.д. Через 1-2 года это будет очевидно. Народные протесты, если они будут, ни к чему приведут, оппозиция себя дискредитировала. Единственное, что может быстро разрушить власть Иванишвили — это отмена Евросоюзом безвизового режима с Грузией и отключение Грузии от Swift. Это может разрушить власть Иванишвили за 24 часа. Но Евросоюзу с США нет большого дела до будущего Грузии, этот вопрос им в любом случае не помешает. Грузия не будет частью западного мира, это уже решено, Иванишвили всё поменял».

Ранее Ираклий Кобахидзе, исполняющий обязанности главы грузинского правительства, заявил, что одной из главных задач для Грузии будет урегулирование конфликта между Москвой и Тбилиси.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Грузия, политика, выборы
Поделиться
Похожие новости