Новость политики

Встреча с Асадом вместо военной операции. Почему турецкий лидер готов резко сменить курс в отношении Сирии?

Встреча с Асадом вместо военной операции. Почему турецкий лидер готов резко сменить курс в отношении Сирии?

фото: freepik

16.12.2022 в 19:50:00
3785

В последние месяцы президент Турции Реджеп Эрдоган неоднократно предпринимал действия, нагнетавшие ситуацию в приграничных районах Сирии и грозившие вылиться в новые крупномасштабные конфликты. Так, летом представитель Эрдогана Ибрагим Калын напоминал, что за предыдущие годы Анкара провела несколько операций против курдов на сирийской территории, ни у кого не спрашивая разрешения, и готова сделать это вновь при малейшей угрозе для своей безопасности

В конце ноября президент Турции санкционировал авиаудары по курдским формированиям в соседней стране, в ходе которых ущерб был нанесён в том числе сирийским правительственным войскам. Несмотря на предостережения Москвы и протесты Дамаска, резонно возмущённого действиями иностранных войск на своей суверенной территории, ситуация в очередной раз балансировала на грани новой наземной операции турецких войск на севере Сирии. Причём турецкие власти подчёркивали, что не ведут политических переговоров с сирийской стороной и намерены решать проблемы с курдскими террористическими группировками своими силами. Камень был брошен и в сторону РФ, которую Эрдоган обвинил в несоблюдении прежних договорённостей по борьбе с терроризмом.

Казалось, уже не удастся избежать не только нового всплеска конфликта в Сирии, но и существенного охлаждения в российско-турецких отношениях из-за этих разногласий. Однако неожиданно Эрдоган решил пойти по иному пути. Накануне он объявил, что предложил президенту РФ Владимиру Путину провести трёхсторонние переговоры между главами Турции, Сирии и России. По словам турецкого президента, Путин воспринял инициативу положительно. Сама российская сторона также дала понять, что позитивно относится к этой идее. Спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев ранее называл возможную встречу трёх лидеров полезной. А сегодня на предложение отреагировали и на Смоленской площади. Замминистра иностранных дел Михаил Богданов сообщил, что в Москве очень позитивно отнеслись к предложению Эрдогана и уже проводят консультации с сирийскими друзьями по этой теме.

Конечно, до самой встречи ещё в любом случае далеко. Реджеп Эрдоган, говоря о своей инициативе, сразу уточнил, что сперва должны пройти консультации между представителями спецслужб, министрами обороны и иностранных дел трёх государств. Но сам по себе первый шаг со стороны турецкого президента, учитывая прошлый опыт сирийско-турецких отношений, выглядит обнадёживающим.

Реакция России в этом контексте вполне ожидаема. Москва налаживает всё более тесное разноплановое партнёрство с Анкарой, а Сирия и вовсе является одним из её ближайших союзников. Поэтому, во-первых, России в принципе ни к чему лишние вооружённые конфликты в зоне её приоритетных интересов. А во-вторых, Москве в условиях конфронтации со странами Запада очень нужны примеры плодотворной внешнеполитической деятельности. Примирение Турции и Сирии при посредничестве РФ могло бы стать таким позитивным примером. К тому же, после прекращения боевых действий в регионе можно было бы, наконец, расширять своё экономическое присутствие и инвестировать в инфраструктуру, а также использовать транспортные возможности, в том числе самой Сирии. Сейчас продолжающийся конфликт в стране приносит России и немало текущих неудобств. Буквально вчера больше тысячи пассажиров не смогли вылететь из Москвы на курорты Египта, потому что Иордания закрыла своё небо для российских самолётов из-за их двойной регистрации. Теперь Росавиация размышляет, можно ли открывать воздушное пространство над Сирией, уже много лет закрытое для гражданских судов из-за рисков для безопасности полётов. Будь у авиавластей уверенность в мире и стабильности в этой стране, такой проблемы просто не возникло бы.

Итак, мотивы России достаточно очевидны. Что касается Эрдогана, причины его внезапного перехода к миролюбивым инициативам более интересны. Ведь до этого он 11 лет, с начала гражданской войны в Сирии, отказывался вести любой диалог с Башаром Асадом и называл наилучшим для Турции исходом его свержения. Аналитики обращали внимание на недостижимость этой цели после того, как сирийское правительство при помощи России восстановило контроль над большей частью территории страны, но формально Анкара от прежней позиции не отказывалась.

В итоге ситуация зашла в тупик. Турция вынуждена при помощи своих войск помогать протурецким формированиям удерживать часть сирийской провинции Идлиб, называя это зоной безопасности для своих границ. Однако перспективы умиротворения региона, которое позволило бы Анкаре перестать вливать в конфликт финансовые, технические и человеческие ресурсы, не просматривались. Между тем, соглашение с Асадом и восстановление диалога с ним позволило бы, во-первых, обеспечить гарантии безопасности людям, воевавшим в протурецких формированиях, чтобы уход Турции из Идлиба не выглядел для электората Эрдогана сдачей своих сторонников. Во-вторых, Дамаск и Анкара могли бы наладить совместную борьбу с курдскими вооружёнными группировками, которые представляют собой проблему для обоих правительств, и борьба эта могла бы стать более эффективной. Наконец, всё сильнее даёт о себе знать проблема сирийских беженцев в Турции. Её значимость отметил директор Центра политических исследований Сергей Марков. В Турции продолжают находиться несколько миллионов беженцев, содержание которых немалым бременем ложится на турецкий бюджет. А с экономикой в республике и так не всё гладко. Марков пояснил, что проблема беженцев вызывает всё большее раздражение среди турецких граждан.

Однако все эти сложности возникли не вчера, а готовность к налаживанию диалога Эрдоган проявил только сейчас. Причиной такого резкого изменения курса можно считать дату 18 июня 2023 года. Именно на этот день в Турции назначены президентские выборы, результат которых может стать для Эрдогана крайне неудовлетворительным. Эксперт по Ближнему Востоку Икбаль Дюрре констатировал, что на этих выборах у Эрдогана впервые с момента его прихода к власти есть реальный риск проиграть. Именно этим объясняется бурная международная деятельность, которую турецкий лидер развил в последнее время. Успехами на мировой арене он пытается привлечь на свою сторону колеблющегося избирателя, который не очень доволен ситуацией в стране. Осенью годовая инфляция превысила 80%, что стало рекордом с конца 1990-х годов. Быстрых кардинальных улучшений в экономике добиться оказалось непросто, поэтому, де-факто в рамках своей предвыборной кампании, Эрдоган активизирует турецкую внешнюю политику.

К тому же, примирение с Дамаском, если его удастся достичь в ближайшие месяцы, принесло бы и экономические плоды, хотя бы путём снижения расходов на беженцев и военную активность в сирийском приграничье. Однако инициатива Эрдогана, кажется, может оказаться запоздалой. Правящая Партия справедливости и развития и сам Эрдоган, вероятно, и сами осознают итоги грядущих выборов. Об этом свидетельствует приговор мэру Стамбула, члену оппозиционной Республиканской народной партии Экрему Имамоглу. Мэра крупнейшего турецкого города называли одним из наиболее вероятных соперников действующего президента. Суд приговорил политика к 2 годам 7 месяцам лишения свободы с запретом занимать государственные должности, причём по вполне себе политической статье. Имамоглу признали виновным в оскорблении сотрудников избиркома, которых он в 2019 году назвал дураками. Тогда молодой оппозиционер неожиданно обошёл кандидата от власти на выборах в мэры Стамбула. После этого было назначено повторное голосование, что и спровоцировало эмоциональную оценку Имамоглу. Впрочем, повторные выборы он тоже выиграл, а дело об оскорблении извлекли на свет лишь в 2022-м. Тюремный срок для градоначальника уже вызвал многотысячные протесты на улицах Стамбула и осуждение западных партнёров Турции, назвавших приговор попыткой зачистить политическое поле перед выборами.

Директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев заметил, что этот приговор скорее сыграет в пользу оппозиции, чем принесёт выгоду Эрдогану. По словам Мавашева, политические приговоры рождают в турецком обществе реакцию, обратную той, которая была бы желательной для власти. Оппозиция скорее получит новых сторонников, а кандидатов в лидеры среди противников Эрдогана ещё достаточно, так что даже заключение Имамоглу не станет критической потерей для оппозиции. Для трёхсторонних переговоров это означает необходимость поторопиться с их организацией. Иначе, в случае смены власти в Турции, всю подготовку как минимум придётся начинать заново.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
турция, сирия, эрдоган
Поделиться
Похожие новости