Новость экономики

Эксперты объяснили, почему в России устойчиво дорожает бензин

Эксперты объяснили, почему в России устойчиво дорожает бензин

Фото © «Московская газета»

05.06.2023 в 21:28:00
6794

Розничные цены на бензин стабильно растут четвертую неделю подряд. Средние цены на бензин Аи-95 на АЗС Москвы за неделю с 29 мая по 5 июня выросли на 10 копеек, до 53,88 рубля, следует из данных Московской топливной ассоциации. Стоимость бензина Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в середине мая ускорила темпы роста, уже несколько раз обновив исторический рекорд

Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич назвал причины роста цен на автомобильное топливо.

«Ежегодно в России производится свыше 40 млн тонн бензина всех видов. Из этого объема на экспорт уходит всего 4-5 млн топлива. Соответственно, ограничивать экспорт якобы ради удержания цены в РФ бессмысленно (Минэнерго готово предложить ограничение экспорта бензина и дизтоплива из России «в зависимости от ситуации на внутреннем рынке страны», – прим. авт.). Традиционно на российском рынке пользовался спросом бензин марки АИ-92, но за последние несколько лет наблюдается рост спроса на АИ-95, что говорит о смене парка автомобилей в стране. Что касается колебания стоимости бензина, то во многом это связано с действующей налоговой системой. В 2015 году правительство РФ проголосовало за реализацию так называемого «налогового маневра», подразумевающего ежегодное повышение налоговой ставки на добычу полезных ископаемых. Это повышает себестоимость добываемой нефти, при этом снижается экспортная пошлина. Минфин не скрывает, что таким образом пытается удержать цены на российских автозаправках на уровне котировок мирового рынка, в частности, европейского. Поэтому ежегодно себестоимость нефти и нефтепродуктов в России дорожает», — рассказал Борис Марцинкевич «Московской газете».

Эксперт добавил, что согласно законодательству с 2019 года стоимость моторного топлива не должна быть выше прогноза среднегодовой инфляции. Однако биржевые цены заметно отличаются от цен на АЗС. Но, перекладывать ответственность на АЗС тоже неверно, поскольку владельцы нефтеперерабатывающих заводов и автозаправочных станций работают в рамках действующего законодательства, и АЗС не всегда завершают год с прибылью, иногда и они уходят в минус.

«Также стоит отметить проблему сокращения субсидий для нефтеперерабатывающих заводов и нехватки представительств крупных нефтяных компаний в регионах, например, в Республике Крым, где тарифы на бензин одни из самых дорогих по России. Можно продолжить перечислять причины, по которым цены на бензин растут в стране, но ключевым фактором в этом является несовершенство налоговой системы», — считает Борис Марцинкевич.

По мнению экономиста Михаила Беляева, монополия на рынке бензина – одна из причин стабильного роста цен на топливо.

«Многие ошибочно считают, что стоимость автомобильного топлива зависит от нефтяных котировок. Во-первых, ценообразование бензина складывается из многих факторов, куда входят налоги, акцизы, себестоимость добычи нефти и т.д. Во-вторых, в России не до конца развитая форма конкурентного рынка в этой отрасли, и монополия на рынке бензина остается актуальной проблемой. Практика показывает, что однажды поднятая цена на бензин почти никогда не опускается. Даже когда стоимость нефти на мировых рынках дешевеет, отпускная цена бензина почти никогда не снижается, потому что спрос на него остается стабильно высоким», — рассказал Михаил Беляев.

Экономист считает, что дефицит бензина не грозит российскому рынку, однако может образоваться структурный дефицит, когда дорогой бензин (АИ-95) сместит более дешевый АИ-92.

«В нефтедобывающей стране возникновение такой ситуации неправомерно. Контролирующие органы должны держать этот вопрос под надзором и в случае выявления искусственно спровоцированного структурного дефицита привлекать к ответственности бизнес-структуры», — заключил Михаил Беляев.

Автор: Элина Рустамова
ТеГИ
бензин, россия, дорожание
Поделиться
Похожие новости