Новость экономики

Мировые цены на нефть могут резко измениться

Мировые цены на нефть могут резко измениться

Фото © «Московская газета»

25.01.2024 в 09:41:00
1720

Эксперты рассказали о «точке покоя» нефтяного рынка в эпицентре «хуситской бури»

Нефть марки Brent стабилизируется немного ниже отметки $80/барр. Уже третью сессию цены находятся в этом районе – инвесторы оценивают два разнополярных фактора. С одной стороны, есть определенная эскалация напряженности на Ближнем Востоке, а с другой, сохраняется неопределенность со стороны спроса на нефть и восстановления ее предложения на мировом рынке, сообщил «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

Означает ли это, что нефтяной рынок «переварил» хуситский конфликт и перешел к стабилизации, а для ценообразования теперь становятся важнее другие факторы, например, мировой спрос?

«Во вторник американские и британские войска нанесли ракетные удары по объектам хуситов в Йемене с целью прекращения атак террористических группировок на коммерческие суда, проходящие в Красном море. США также провели операции против связанных с Ираном ополченцев в Турции во вторник после нападения на иракскую авиабазу. Однако все понимают, что риски полномасштабного срыва поставок черного золота из-за этих событий невелики, поэтому цены на нефть Brent до сих пор не могут закрепиться выше уровня $80/барр. Между тем возобновление экспорта нефти из Ливии оказало давление на цены на нефть. В начале недели ливийская компания NOC объявила о возобновлении добычи нефти на крупнейшем месторождении Эль-Шарара. Триполи собирается увеличить добычу на своих месторождениях до 3 млн барр/сутки. Международное энергетическое агентство (IEA) считает, что в такой ситуации альянсу ОПЕК+ придётся принимать дополнительные меры по сокращению объемов добываемой нефти, поскольку предложение растёт быстрее, чем ожидалось», — отметил Александр Потавин.

Как это отразится на России, в частности, на курсе рубля?

«Что касается России, то профицит счета текущих операций в IV квартале 2023 года (по предварительным оценкам ЦБ РФ) показал значительное снижение: $10,7 млрд против $41,7 млрд в 2022 году, $47 млрд в 2021 году. Экспорт (прежде всего нефтегазовый) составил лишь $115,8 млрд против $156,3 млрд в 2022 году. Здесь явно негативно сказывается снижение цен на российскую нефть и трудности с ее продажей через различные посреднические структуры. В декабре счет текущих операций показал околонулевой профицит, чего прежде давно не было. Все это несет в себе будущие проблемы для курса российского рубля», — резюмировал эксперт.

«В январе цены на эталонную смесь нефти Brent варьируются в диапазоне 73-81 долларов за баррель. Нефтяной рынок находится под давлением периодического чередования профицитного и дефицитного состояния, в том числе на фоне глобальных потрясений, связанных с разрастанием военного конфликта на Ближнем Востоке и удлинением цепочек поставок. Повышение цен спровоцировали ракетные удары США и Великобритании по хуситским группировкам на территории Йемена, а также риски расширения конфликта и вовлечения в него других стран, что может повлиять на динамику поставок углеводородов на мировой рынок. Дальнейшая эскалация конфликта может затронуть грузопотоки нефтеналивных грузов, транспортируемых транзитом через Ормузский пролив, который используется для экспорта нефти крупнейших производителей нефти стран ОПЕК, в частности, Ирана, Ирака, ОАЭ, Кувейта. Эти риски уже заложены в текущие мировые цены на нефть. Уравновешивающее влияние на нефтяное ценообразование также оказывают: развитие «зеленой» энергетики, рост производства электротранспорта, стагнация экономического роста. Резкое изменение мировых цен на нефть может произойти под действием информационных поводов, способных повлиять на радикальное изменение соотношения спроса и предложения», — отметила в беседе с «Московской газетой» доцент факультета маркетинга и международного сотрудничества Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ Тамара Сафонова.

Аналитики ожидают, что нефтяные котировки по мере привыкания рынка к «хуситскому шоку» начнут приходить в равновесие.

«Ценообразование на нефтяном рыке на сегодняшний день происходит под действием разнонаправленных факторов. С одной стороны, укрепление доллара США оказывает воздействие на цены, способствуя их снижению, так как увеличивает затраты покупателей на приобретение нефти; цена черного золота номинирована в долларах, тем самым уменьшается уровень спроса. Кроме того, в последние несколько дней было увеличено предложение нефти за счет возобновления добычи на одном из крупнейших месторождений в Ливии (Эш-Шарар, добыча возобновлена после прекращения протестов) и возобновления добычи в третьем по величине добычи штате США (Северная Дакота, добыча возобновлена после прекращения сбоев, связанных с погодными условиями). С другой стороны, именно геополитическая напряженность на Ближнем Востоке, которая привела к атакам торговых судов в Красном море йеменской группировкой хуситов, продолжает сказываться на динамике цен на мировых рынках нефти, поддерживая их. Ведь именно через Красное море до начала этих нападений приходилось примерно 12% мировой торговли нефтью. Поэтому прекращение атак «Ансар Аллах» торговых судов, связанных с Израилем, скорее, приведет к снижению цен на энергоресурс. Следовательно, можно предположить, что при сохранении уровня геополитической напряженности на Ближнем Востоке цена на нефть в первом квартале 2024 года останется в текущем ценовом диапазоне. Поэтому доходы России от экспорта нефти будут во многом определяться уровнем спроса на нее со стороны торговых партнеров», — считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Антон Поляков.

Сложившееся хрупкое равновесие на нефтяном рынке для России пока что выглядит весьма комфортным.

«Нефть пока в целом стабильна в районе ниже $80 за баррель Brent, двигаясь под воздействием большого набора разнонаправленных факторов. В пользу роста говорят сохраняющиеся риски разжигания широкомасштабного конфликта на Ближнем Востоке, который может повлиять не только на транзит, но и на добычу в регионе, а также ожидания смягчения денежно-кредитной политики по обе стороны Атлантики в течение года. При этом негативные данные по инфляции в США и ЕС, а также слабая статистика по промпроизводству в Европе, служат не менее сильным контраргументом, а растущие поставки из США снижают риски возникновения физического дефицита сырья на западных рынках. Ситуация даже по этому ограниченному набору факторов очень противоречивая. Тем не менее пока цены явно устраивают как потребителей, так и производителей, поэтому их сохранению здесь никто сильно может не противодействовать. Даже для США картина сбалансирована – есть и спрос в экспортных поставках, есть и возможность постепенно пополнять собственный стратегический резерв. Для российских компаний ситуация также комфортна, если не будет агрессивной рестрикционной политики G7 в отношении серого флота, для бюджета – аналогично; хотя ещё более благоприятная ситуация сложилась бы при рублёвой цене нефти немного выше (то есть или нефть в долларах — дороже, или рубль – немного слабее)», — сообщил «Московской газете» руководитель Управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.

Хуситские атаки обошли стороной нефтяной экспорт России, что повышает роль страны как стабильного поставщика.

«Если где-то в мире начинается какой-то конфликт, это не значит, что нефтяные котировки моментально должны ракетой отстрелить вверх. В 2022 году была иная история, потому что некоторое время не было понятно, что будет с российской нефтью и как европейцы будут ее замещать, если они решат от нее отказаться, поэтому стоимость барреля в моменте достигала 138 долларов. Здесь же уже есть определенная стабильность в плане перенаправления потока продаж из РФ, есть США, которые стали основным поставщиком Европы, зарабатывая на этом фантастические деньги, и есть понимание, что конфликт будет затягиваться и в него будут вовлекаться все новые государства — от ЕС до всего Ближнего Востока — Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Афганистан. Да, цены относительно стабильны и крутятся вокруг 80 долларов за баррель Brent. Но, во-первых, США сейчас работают на максимальной мощности добычи, во-вторых, в Европе падает промышленность и столько топлива, как раньше, ей уже не нужно. В-третьих, эти самые максимальные обороты США замещают выпадающий объем от ОПЕК+, что в результате вносит определенный дисбаланс, из-за которого могут пострадать сами Штаты, если не смогут долго удерживать текущие уровни добычи и продаж. Вместе с этим затягивание конфликта уже отражается на стоимости логистики, а значит — ударит и по ценам на топливо, поскольку теперь доставлять и его, и другие товары будут на 2-3 недели дольше, раскручивая инфляционную спираль. Так что прорыв к 90 долларам еще более чем вероятен, особенно при вовлечении в конфликт Аравии и Ирана. Что касается РФ, то здесь все стабильно — отгрузки идут не только через Красное море, но и через Дальний Восток и Севморпуть. Плюс не нужно забывать, что цели хуситов — это корабли стран, поддержавших Израиль. К России это отношения не имеет», — сказал в беседе с «Московской газетой» автор проекта про финансы «Экономизм» Алексей Кричевский.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
нефть, цены, Красное море, хуситы
Поделиться
Похожие новости