Новость экономики

Названы перспективы индийского экспорта в Россию

Названы перспективы индийского экспорта в Россию

Фото © «Московская газета»/ Яна Соловьева

19.01.2025 в 21:14:00
409

Товарооборот России с Индией составил около $66 млрд в 2024 году, что примерно в 6 раз выше, чем в 2019-м

Об этом рассказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

«Основная проблема в двусторонних торговых отношениях – дисбаланс объемов экспорта и импорта (Россия экспортирует в Индию в разы больше того, что импортирует). В 2023-2024 финансовых годах Индия импортировала из России товаров на $61,4 млрд, а экспортировала всего на $4,2 млрд. А торговля России с Китаем примерно сбалансирована», — отметила эксперт.

По словам Ольги Беленькой, о необходимости увеличения объемов экспорта Индии в Россию говорят и индийские, и российские представители, но это достаточно длительный процесс, и заменить Китай как основного экспортера продукции в РФ Индия пока не может.

«Особенно это относится к технологической продукции, автомобилям, промышленному оборудованию. По информации, размещенной на сайте индийского посольства в Москве, основные статьи индийского экспорта включают агропродукцию (креветки, рис, табак, чай, кофе, виноград), химическую продукцию, фармацевтические препараты, смартфоны, компоненты самолётов, машины, оборудование, транспортные средства, одежду и трикотажные изделия, изделия из кожи, керамические изделия, железо и сталь, электрооборудование и хирургические инструменты. Появилась новость о том, что Индия активно работает над расширением экспорта бананов в Россию. А накануне писали, что в январе-октябре прошлого года Россия приобрела у Индии пылесосы на рекордную для этого товара сумму в $3,86 млн (для сравнения – Китай за то же время экспортировал в Россию пылесосы на $3,86 млн., т.е. в 193 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее)», — заключила руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

Статистика по товарам, которые поступают к нам из других стран, с 2022 года закрыта, отметил в комментарии «Московской газете» директор компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло:

«Какие товары приходят к нам из Индии, мы точно сказать не можем. Можно, конечно, порыться в индийской статистике и примерно понять, что они нам отправляют. Как правило, речь идет о лекарственных препаратах: Индия является крупнейшим производителем лекарств и субстанций, которые применяются в их производстве. На мой взгляд, Индия не может в должной мере заместить продукцию, поступающую из Китая. Во-вторых, у России с Индией небольшой торговый оборот. Индия — наш крупнейший торговый партнёр, но по экспорту. В 2023 году российский экспорт в Индию составил $60,5 млрд., а импорт из Индии — всего $4 млрд. У нас сильный дисбаланс в торговле с Индией. В 2024 году торговый оборот между странами вырос на 30% и составил около $5 млрд. Но это несопоставимо с объёмами импорта из Китая, которые составили $110-112 млрд. Я смотрю не только на проценты, а и на натуральные показатели. $5 млрд в год — это ни о чём. Это 2% от общего объёма импорта в России. Говорить, что Индия будет в чём-то замещать нам Китай, пока не приходится. Перспективы индийского импорта скромные. Нью-Дели так или иначе следует санкционным ограничениям с точки зрения процедур проверки товаров и комплаенса, хотя у нас и существует прямая трансграничная торговля. В Индии огромный внутренний рынок, это страна №1 по населению в мире, она обогнала по численности населения Китай, в стране живёт около 1,5 млрд человек. У Индии огромный внутренний спрос, который пока не удовлетворён».

Для России Индия — один из крупнейших торгово-экономических партнёров в отношении фармпрома, в натуральном выражении (в упаковках) продукция, имеющая индийское происхождение, занимает по итогам января-ноября 2024 г. на российском рынке 2-е место с долей порядка 4,7%, рассказал «Московской газете» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

Показатели в деньгах скромнее (5-е место и 3,3%), поскольку в основном речь идёт об относительно недорогой продукции. Помимо продукции чисто индийский компаний в этой стране локализовано производство целого ряда продуктов крупных европейских и американских компаний, например, таких препаратов как «Доктор Мом», Метрогил и Ринза, права на которые были выкуплены американской «Джонсон и Джонсон» или ряда продуктов французской «Санофи», например Фестал, Баралгин и т.д.», — рассказал эксперт.

Что касается рынка фармацевтических субстанций, актуальной статистики на этот счёт нет, данные ФТС в настоящее время закрыты, но вряд ли за последние пару лет что-то сильно изменилось, отметил Николай Беспалов.

«Индия занимает твёрдое 2 место как с точки зрения денежного (порядка 11%), так и в отношении натурального (порядка 19%) объёма поставок фармсырья в нашу страну. Лидирует, напомню Китай. При этом Индия располагает очень развитой фармпромышленностью, достаточно сказать, что здесь расположен крупнейший в мире производитель и разработчик вакцин, кроме того Индия — один из основных поставщиков лекарственных препаратов на рынок США», — добавил собеседник «Московской газеты».

Другое дело, что спектр производителей в Индии очень большой, и уровень качества и мера ответственности у этих компаний совершенно разная, заметил Николай Беспалов.

«В нашу страну, как и в США в основном попадает продукция признанных гигантов индустрии с очень высокими требованиями к качеству и безопасности. Но, к сожалению, далеко не все компании работают таким образом. В этой связи можно вспомнить и трагический инцидент, который произошёл в Узбекистане в конце 2022 г. – начале 2023 г., когда из-за употребления сиропа от кашля погибло 18 человек.

Большая часть готовых ЛП, которые мы получаем из Индии не представляет собой какие-то высокотехнологичные продукты, это относительно дешёвые препараты, и они могут быть легко замещены аналогами, хотя лояльность к некоторым брендам из этой страны очень высокая, особенно учитывая, что ряд продуктов поставлялся к нам ещё во времена СССР. Но развитие сотрудничества имеет смысл вести по более технологичным продуктам, скажем, в отношении средств вакцинопрофилактик. У Индии есть разработки, которые могли бы быть интересны российскому рынку и системе здравоохранения», — рассказал директор по развитию RNC Pharma.

По данным DSM Group, доля индийский препаратов на российском рынке в 2022 г. составляла 5,5%, в 2023 и за 11 месяцев 2024 г. — 5,4%. При этом доля в рублях за эти годы составила 3,2%, 3,5% и 3,5% соответственно.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Индия, Россия, товарооборот, экономика
Поделиться
Похожие новости