Новость культуры

Фильмы ужасов адаптируются к новым технологическим реалиям

Фильмы ужасов адаптируются к новым технологическим реалиям

Фото: freepik.com

02.06.2025 в 10:38:00
384

Эксперты рассказали о перспективах фильмов ужасов в цифровую эпоху

Жанр фильмов ужасов насчитывает более сотни лет (если отсчитывать от немецкой культовой киноленты «Носферату», 1922 года). За это время фильмы ужасов проделали огромную эволюцию.

Но с появлением в кино компьютерных технологий сформировалось два противоположных подхода: одни (консерваторы) говорят, что наступил закат эры хоррора в кино, другие, что наоборот — это шаг вперед. 

Каково самочувствие жанра ужасов в мировом прокате в частности, по киносборам? Развивается ли этот жанр в экономическом и эстетическом выражении, или компьютерная графика действительно превратила «ужастики» в подобие компьютерных игрушек, где нет ни прежней глубины, ни игры талантливых актеров, и где все заменили компьютерные спецэффекты?

Хоррор с точки зрения экономики

«Хоррор был и остается одним из самых рентабельных направлений в кино, где даже относительно небольшие бюджеты в диапазоне $5-30 млн зачастую приносят сотни процентов прибыли. Конечно, влияние CGI на эволюцию жанра ужасов неоднозначно. У этой технологии есть как горячие сторонники, так и непримиримые противники. Критики графики утверждают, что она обесценивает глубину и актерскую игру, подменяя их бездушной цифровой «картинкой». Им возражают защитники CGI, указывающие на то, что эта технология открывает перед создателями хорроров небывалые визуальные возможности и новые пути развития. Истина, как часто бывает, лежит где-то посередине. Так что же ждет этот жанр в будущем? Анализируя текущую ситуацию, я пришел к следующим выводам: с экономической точки зрения жанр ужасов продолжает процветать и сохраняет высокую инвестиционную привлекательность; в  эстетическом плане хоррор не деградирует, а трансформируется, осваивая и приспосабливая для своих нужд возможности CGI; успех каждого отдельного фильма зависит от баланса, который авторы сумеют найти между новыми технологиями и базовыми элементами хоррора — сюжетом, актерской игрой, атмосферой; жанр не стоит на месте. Он активно ищет и пробует новые формы, включая иммерсивные «ужастики» с использованием технологий виртуальной реальности (VR)», — рассказал «Московской газете» политолог, доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.

Значит на кинохорроре пока рано ставить крест по причине активного внедрения компьютерных технологий?

«Можно уверенно сказать, что жанр хоррора живее всех живых, а его экономические показатели стабильны и внушают оптимизм. CGI «не «хоронит фильмы ужасов, а дает им новые возможности и пространство для развития. Для талантливых авторов, готовых разумно сочетать современную графику с лучшими традициями жанра, сейчас открыты все дороги. Те, кто пытается «вбить последний гвоздь в крышку воображаемого гроба» хоррора, могут спокойно отложить молоток. Жанр, зародившийся еще в «немую» эпоху кинематографа, успешно адаптируется к новым технологическим реалиям и продолжает пугать, удивлять и восхищать зрителей по всему миру. Каким будет хоррор через 5, 10, 20 лет — покажет время. Но он определенно будет, и при благоприятном стечении обстоятельств нас наверняка ждет еще не один шедевр», — добавил эксперт.

Мнение кинокритика

«Как только появились первые опыты с компьютерной графикой в кино (вторая половина восьмидесятых-начало девяностых), то возникло устойчивое впечатление, что кинематографу пришел конец. По крайне мере работающему в жанре ужасов. Хотя в наши дни все эти пластилиновые монстры, грубо сколоченные декорации, привидения на веревочках может и кажутся наивными, но они обладают куда большим реализмом и убедительностью, чем цифровые подделки. В итоге этой деградации кино стало вообще невозможно смотреть, поскольку из-за быстро меняющихся картинок и избыточных спецэффектов это стало больше напоминать компьютерные игры. Лишенные малейшего смысла и содержания — весь расчет чтобы произвести воздействие на зрение и примитивные эмоции. Что не вызывает ничего кроме утомления и сожаления о потраченных деньгах на посещение кинотеатра. На мой взгляд, куда более ценны старые ужастики, где играют великие актеры, например такие как Питер Кушинг, Бела Лугоши, воплотивший на экране канонический образ Дракулы и другие «монстры» жанра. Когда фильмы ужасов только пробивали себе дорогу на киносцену в начале ХХ века, они несли зрителям мистицизм и романтику, например, когда чистая любовь противостояла гипнотической силе исчадий ада. Сейчас это больше заменяется спецэффектами, делается ставка на зрелищность и эмоциональность. При этом, я считаю, что «ужастики», выросшие из мрачных готических романов Эдгара По, Брэма Стокера, Говарда Лавкрафта, достигли кульминации к восьмидесятым годам, когда кино еще не было испорчено компьютерами», — поделился своим мнением с изданием кинокритик Андрей Хлопков.

Студенты считают иначе

«На мой взгляд, едва ли следует слишком категорично говорить про компьютерную графику. Она расширяет возможности режиссёра и актеров. Это как карандаш в руке художника: всё зависит от того, как им пользоваться. Конечно, полно неудачных примеров и картин, где с графикой откровенно перебарщивают, но все же есть и удачные примеры. Например, в «Терминаторе 2»: судный день (1991) — жидкий терминатор, «Пираты карибского моря», «Звездные войны скрытая угроза» (1999), «Кошмар перед Рождеством» (тоже 90е). Студенты-медики, каждодневно сталкивающиеся с проявлениями таких «запретных» в обществе тем, как неизлечимые болезни, морги, таинство смерти весьма чтут не только классику хоррора, но и с большим вниманием относятся к работаем современных мастеров жанра», — отметила в беседе с «Московской газетой» студентка Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Екатерина Сергеева.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
кино, хоррор, фильм, экономика
Поделиться
Похожие новости