Новость общества

Будут ли «Суперджеты» и дальше летать?

Будут ли «Суперджеты» и дальше летать?

Фото © «Московская газета»

13.05.2023 в 14:46:00
3841

В ОДК рассказали, как осуществляется ремонт российско-французских двигателей Superjet 100

Как выяснила «Московская газета», технология ремонта двигателей российских лайнеров осваивается поэтапно, «по мере износа двигателей», и без какого-либо взаимодействия с французской стороной. В Объединённой двигателестроительной корпорации заверили, что импортозамещение деталей «горячей» части двигателя происходит только на отечественной базе.

Корпорация «Иркут» и ОДК (Объединённая двигателестроительная корпорация), входящие в «Ростех», прогнозируют сокращение парка российских «Суперджетов» к 2023 году до 28 самолётов, сообщил «Ъ». Проблема – в возможности ремонта двигателей «Суперджетов»: они, как известно, смешанного российско-французского производства. Так называемая «горячая» часть реактивных двигателей произведена французским предприятием, которое сейчас по понятным причинам прекратило сотрудничество с ОДК и «Иркутом».

«Это не прогноз, это просто расчёты, произведённые компанией ОДК в 2022 году для того, чтобы принять решение, что делать в этой непростой ситуации с российско-французскими двигателями, — рассказал «Московской газете» авиаэксперт Роман Гусаров. — Повода для паники в этих расчётах нет. Я думаю, большая часть парка «Суперджетов» будет сохранена в эксплуатации, угрозы их остановки я пока не вижу. Большинство самолётов – «на крыле» и поддерживаются в пригодном для эксплуатации состоянии».

Важнее другой момент – параллельно корпорация «Иркут» работает над созданием самолёта Superjet New — полностью импортозамещённого, с российским двигателем, отметил авиаэксперт: «Сейчас двигатель ПД-8 находится на лётных испытаниях. Сначала пройдёт сертификация двигателя, а потом его будут сертифицировать уже в составе нового «Суперджета». Всё зависит от того, насколько быстро и безболезненно пройдёт этот процесс: если двигатель подтвердит свою надёжность в испытаниях и не надо будет ничего доделывать или переделывать, как это часто бывает. Самолёт пойдёт в серийное производство, начало которого намечено на 2024 год. И если всё пойдёт по плану, к 2030 году весь парк «Суперджетов» будет замещён».

Ремонт «горячей» части российско-французского двигателя не должен стать проблемой для российской стороны, уверен Роман Гусаров, вопрос в том, чтобы получить от французской стороны права на ремонт «горячей» части двигателей.

«Реактивные двигатели у нас производят, компетенции есть, и технология ремонта, я думаю, в России доступна. Главное, чтобы французская сторона каким-то образом передала нам права на ремонт «горячей» части двигателя, проблема может быть только в этом. Не знаю, как идут переговоры по этому поводу, об этом стоит спросить у ОДК. Опять же, не знаю, на каком этапе находятся работы по ремонту двигателей. В России летает около 150-160 «Суперджетов», не хотелось бы, конечно, чтобы они «встали», — отметил собеседник издания.

Как сообщили «Московской газете» в ОДК, осваивание технологии ремонта и обслуживания «горячей» части российско-французских двигателей самолётов Sukhoi Superjet 100 происходит без какого-либо взаимодействия с французской стороной.

«После объявления последних антироссийских санкций 2022 французская компания Safran Aircraft Engines остановила отношения с компанией «ОДК-Сатурн», входящей в ОДК, — рассказали в пресс-служба корпорации. — Да, прежде в договорах между российской и французской стороной всё было описано очень жёстко, и мы как законопослушные партнёры, ценящие это партнёрство, в зону обслуживания и ремонта «горячей» части двигателя не заходили. Зоны ответственности были чётко разграничены. Но наступило новое время».

С февраля прошлого года стало понятно, что ОДК необходимо осваивать технологию обслуживания и ремонта «горячей» части двигателя, и появился план по освоению этой технологии, разбитый на несколько этапов, отметили в ОДК.

«Программа поддержания летной годности российско-французских двигателей SaM146 сформирована, — сообщили в пресс-службе Объединённой двигателестроительной корпорации. — В этой программе поэтапно расписаны все необходимые меры для того, чтобы двигатели полноценно работали до 2030 года. Уже сейчас импортозамещена часть деталей, ведется капитальный ремонт двигателя, организована работа по доведению ресурса двигателя SaM146 до гарантийных значений, ведутся работы по реинжинирингу и организации производства критичных деталей и агрегатов двигателя SaM146. Эта программа реализуется постепенно, в соответствии со степенью износа двигателей российских «Суперджетов». Ход реализации данной программы позволяет говорить о том, что дальнейшая эффективная эксплуатация парка двигателей SaM146 до 2030 года будет полностью обеспечена с учетом потребностей российских авиакомпаний».

«Сейчас во все значимые отрасли российской промышленности проникает Китай, — сказал «Московской газете» источник среди бывших российских бортпроводников. — Это видно на примере автопрома. Допустим, российский завод получает наряд на изготовление генераторов для Lada Granta. На генераторах в итоге будет написано Made in Russia, и работать над ними будут, в том числе, россияне, это несомненно. А вот обмотка, конденсаторы, щётки и т.д. с большой вероятностью будут из Китая. Точно так же и с авиазапчастями. А ремонтная база для двигателей «Суперджетов» вполне может оказаться гибридной. Насчёт технологии ремонта логичным было бы привезти специалистов из этой области из того же Китая сюда на ставку — как инструкторов, так и рабочих. Китай давно научился всё копировать».

Импортозамещение деталей российско-французских двигателей происходит и может происходить только на отечественной базе, сказали журналисту «Московской газеты» в ОДК: «Есть всего лишь 5 стран, которые могут разрабатывать и производить газотурбинные двигатели в полном цикле: Франция, Великобритания, США, Канада и Россия».

Китая в этом списке, как можно заметить, нет. Видимо, авиационные двигатели – исключение в списке технологий, которые Поднебесная способна копировать, и в списке отраслей российской промышленности, затронутых «поворотом на Восток»?

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Суперджет, ремонт, износ, самолет
Поделиться
Похожие новости