Цены и спрос на бетон изменились: из чего в России строят дома
В марте бетон для российских застройщиков подорожал, на него упал спрос, сообщили «Московской газете» в Национальной ассоциации «Союз производителей бетона». В ИЖС-строительстве бетон уже уступает дереву и металлу, рассказал застройщик Азат Шаяхметов. В многоэтажном строительстве металлокаркас и дерево пока непопулярны, о трудностях с бетоном застройщики не сообщали, сказала вице-президент Российской Гильдии Риэлторов Екатерина Шенгель. Но в дальнейшем могут быть проблемы с проектным финансированием, предположила эксперт
В настоящее время с точки зрения доступности сырья и компонентов в комплектовании производства по товарному бетону и железобетону проблем не наблюдается, отметил в беседе с «Московской газетой» директор Национальной ассоциации «Союз производителей бетона» Дмитрий Пожаров.
«Материала в избытке, есть и песок, и щебень, и цемент. Есть, конечно, сезонные моменты – заканчивается песок мытый, появляется песок сеяный, – но они сильно не сказываются на доступности сырья», — пояснил собеседник.
А вот стоимость материалов начала интенсивно расти с марта 2024, отметил Дмитрий Пожаров:
«Это вызвано логистическими проблемами: увеличилась стоимость аренды железнодорожных вагонов и полувагонов. Подорожали и автоперевозки: раньше 1 тоннокилометр стоил 3 рубля, теперь 4 рубля – минимальная цена. Видим рост стоимости по гравию и песку в этом сегменте. По металлу серьёзного роста пока не было, он остановился на позициях 60-65 тыс. рублей за тонну. По химдобавкам для бетона подорожания не было. Но дорожает цемент. В декабре 2023 г. -феврале 2024 г. роста цен по цементу не было, при закупке больших объёмов некоторые позиции даже дешевели. Но на март-апрель 2024 г. уже начался рост от 400 до 600 рублей за тонну. Некоторые производители объявили о возможности повышения цен».
По оборудованию, если оно российское и китайское, проблем нет, хотя сроки поставок иногда сдвигаются, рассказал директор Национальной ассоциации «Союз производителей бетона».
«А вот запчасти к европейскому оборудованию идут очень долго и стоят очень дорого. Рынок переориентировался на китайские и турецкие комплектующие и оборудование», — сообщил представитель отрасли.
По словам собеседника издания, поскольку в марте подорожало сырьё, отпускные цены по бетону начали расти:
«В январе-феврале 2024 г. спрос на бетон упал на 20-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас ситуация стала выравниваться, но остаётся рваной, тех объёмов спроса, на которые мы рассчитывали, пока нет. Хотя первые ростки того, что спрос стабилизируется, мы уже видим».
Бум строительства сейчас уже прошёл, бетонных домов в сфере ИЖС стало меньше, и спрос на них упал, рассказал «Московской газете» застройщик, девелопер Азат Шаяхметов:
«Небольшие бетонные заводы стали закрываться, остались только крупные игроки, которые работают с большими компаниями. А строительство деревянных домов выросло. Есть спрос на глэмпинги (дома для отдыха на природе, «продвинутый» кэмпинг, – прим. авт.), удалённые дома, ИЖС-дома. Металл тоже в спросе. Глэмпинг — направление и дало толчок строительству из дерева и металла».
Строительство на металлокаркасе выгоднее хотя бы тем, что застройщику не надо получать разрешение на капитальное строительство, отметил Азат Шаяхметов.
«К тому же, такие дома возводятся довольно быстро. Для строительства из бетона много требований, масштабные подготовительные работы, всё это значительно дольше, чем собрать каркас из дерева и металла. Поэтому бетон отстаёт в продажах», — отметил застройщик.
По словам эксперта, «считается, что во влажном климате дерево и металл поддаются эрозии; также считается, что в металлических домах жить холодно. Но с современными технологиями тепло- и гидроизоляции — всё это не проблема. А в плане устойчивости при землетрясениях дома на металлокаркасе и деревянные дома рушатся меньше всего».
«Деревянный дом сейчас стоит 7 миллионов, это без стоимости земельного участка, — сообщила «Московской газете» вице-президент Российской Гильдии Риэлторов Екатерина Шенгель. — А дом из бетона стоит около 11 миллионов. Потребитель голосует рублём. И спрос уходит на деревянные и каркасные дома. Стоимость бетона стала очень высокой. Из дерева многоэтажные дома пока не строят, но планируют. Если говорить о многоэтажном строительстве, то металлокаркас для многоэтажек пока не очень популярен. Застройщики пока не сообщали о каких-то трудностях в строительстве многоквартирных жилых домов из-за дорогого бетона. Проблемы тут могут быть с проектным финансированием, потому что в сметах сейчас одни цифры, а получаться будут другие. Но это, видимо, пока ещё «не докатилось».
Бетон для застройщиков закупают подрядные организации, рассказал «Московской газете» акционер и генеральный директор совместной российско-китайской компании ARCOM, председатель комитета по комплексному развитию территорий Российской Гильдии Управляющих и Девелоперов Гасан Архулаев. Подрядчикам в новых реалиях придётся несладко, как, впрочем, и застройщикам, отметил собеседник издания.
«В этом году новых подрядных организаций открыто на 2% процента больше, чем в 2022 году, — сказал Гасан Архулаев. — Но делопроизводств по банкротству подрядных организаций и генподрядчиков открыто в 1,5 раза больше. Раньше застройщик в редких случаях компенсировал или закрывал огрехи генподрядчика, который, кстати говоря, должен учитывать все тенденции рынка и колебания цен. Теперь в связи с масштабным ростом цен застройщики не будут компенсировать подрядчикам все затраты в рамках контрактов. Паллиативом к этой истории может служить пример компании СУ-155, которая заключала многие контракты на грани риска, а генподрядчики банкротились, что привело к гибели этой крупной корпорации. Так что теперь ситуация для застройщиков осложняется отсутствием квалифицированного подрядчика. Дорожает не только бетон, это важный, но не самый главный маркер экономики строительства. Подрядчикам сегодня придётся брать средства в кредит по рыночным ставкам, а это совсем не то же самое, что ставки застройщика в рамках проектного финансирования, это совсем другая ситуация: риски больше и сложности больше. Наблюдается тенденция к банкротству подрядчиков. А кадровый голод в этой сфере приведёт к удорожанию стоимости строительства. И та маржинальность, на которую застройщики могли ориентироваться раньше – 25-30% – будет снижаться до 15%, а то и ниже».
Строительство зданий на металлокаркасе, по словам эксперта, имеет огромный плюс в плане скорости.
«Этот вид строительства начинал развиваться с промышленных зданий, торговых центров, нежилые объектов. Высокая теплопроводимость металла не давала решить вопросы с достижением нормативов по теплопроводности. Но строители и производители сделали термопрофили, которые вместе с утеплителями позволяют получить хороший тёплый дом. Металлический дом строится быстрее, и он дешевле в строительстве, чем кирпичный. Технология очень пластична, можно адаптировать любой проект. Металлостроение при условии решения всех вопросов теплопроводности имеет очень большие перспективы в России. В 2009 году мне поступало предложение о таком проекте, но тогда производителем не был решён вопрос с теплопроводностью. Сейчас бы я с удовольствием рассмотрел предложение о строительстве жилых объектов на металлокаркасе», — заключил гендиректор ARCOM.
О проектах по производству металлоконструкций для строительства «Московской газете» рассказали на предприятии «Северсталь» (Череповец).
«Масштабная модернизация, которая идет на Орловском заводе компании «Северсталь Стальные Решения», позволит выпускать до 50 тыс. тонн металлоконструкций в год, что более чем втрое превышает текущие возможности предприятия, — сообщил изданию директор по работе с энергетическими компаниями и инфраструктурными проектами компании «Северсталь» Дмитрий Горошков. — До 2025 года на закупку нового технологичного оборудования и расширение более чем в 1,5 раза промышленной площадки будет вложено свыше 3 млрд рублей, а ассортимент продукции пополнится крупногабаритными тяжеловесными металлоконструкциями для уникальных зданий и сооружений. В развитие производственного комплекса в г. Череповце (Вологодская область) «Северсталь» намерена инвестировать свыше одного миллиарда рублей. Новые мощности в Череповце расширят продуктовый портфель группы компаний «Северсталь Стальные Решения» за счет освоения выпуска цилиндрических металлоконструкций – обечаек, конусов и др., тяжелых сварных двутавров. Предприятие будет способно выпускать до 30 тысяч тонн продукции в год. Мощности «Венталл Стальные Решения», нового актива, приобретенного в конце 2023 года, позволят увеличить объемы поставок металлоконструкций для строительства уникальных зданий и сооружений в коммерческом секторе и для промышленных предприятий, в том числе в нефтегазовой отрасли России. В результате, «Северсталь Стальные Решения» заинтересованы в создании пула партнеров для производства 50 тысяч тонн металлоконструкций ежегодно для заказов, которые мы планируем выполнять. Перспективным вектором является внедрение стального каркаса в строительство многоэтажных жилых домов. Для этого мы создаем с партнерами экосистему, позволяющую эффективно реализовать проекты и сопровождать их на всех стадиях: от проектирования до поставки металлоконструкций и монтажа каркаса. При этом мы ориентируемся на комплексный подход в интересах создания комфортной городской среды, то есть не только на строительство многоквартирного жилья на стальном каркасе, но и параллельное возведение комплекса объектов инфраструктуры – от детских садов и школ до паркингов и мест приложения труда на основе металлоконструкций. Сегодня «Северсталь Стальные Решения» может закрывать практически все потребности государства и бизнеса в области гражданского и промышленного строительства».
-
«В перспективе возможен переход на строительство жилья с готовой отделкой. Говорить о конкретных сроках пока ранов...29.04.2017 в 17:53:003927
-
По мнению советника мэра Москвы Владимира Ресина, курирующего программу строительства 200 православных храмов, маленькие...26.04.2017 в 11:50:003792
-
«Мы получили предложения о работе наших метростроевцев за рубежом».22.04.2017 в 16:08:003750
-
До 2035 года в Новой Москве построят более 700 километров дорог.02.04.2017 в 11:19:004180
-
До конца 2019 года в столице появится еще 49 отелей на 7,8 тысяч номеров.28.03.2017 в 18:19:003970
-
Для строительных компаний будет применяться региональный принцип формирования СРО, который позволит усилить контроль над...22.12.2016 в 23:23:003359