Что испытывают владельцы раритетных автомобилей в России
«Московская газета» продолжает знакомить читателей с историями людей, которые собирают раритетные автомобили. Сегодняшний собеседник издания — владелец ретроавтомобилей Роман Морозов. Он, как и главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков, выступивший экспертом в первом материале, тоже считает, что раритетная машина — это инвестиция
— Роман, по какому принципу Вы собираете свою коллекцию?
— Я не обращаю внимания на бренд авто. Что касается определённых линеек автотранспорта, то они мне, к сожалению, недоступны. Такая коллекция обойдётся дорого. Лично мне нравятся машины так называемого крылатого дизайна («аэростиль», или «детройтское барокко», — прим. авт.). Популярность таких автомобилей пришлась на 50-е годы прошлого века. Тогда машины выпускались с огромными «плавниками» и были немного похожи на самолёты. Мне нравится именно такая техника.
— Правда ли что многие коллекционеры собирают машины и даже автобусы из своего детства?
— Возможно, такие люди есть. Я бы, наверное, покупал машины не из детства, а из своего отрочества. Те, за которыми ездил сам (Роман около 20 лет продавал подержанные авто), или в которых что-то происходило: какие-то приятные моменты из моей собственной жизни.
— Какую самую большую коллекцию автомобилей Вы видели в России, или за рубежом?
— Я не очень часто видел именно частные собрания машин. А вот в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) однажды попал в прекрасный музей, где была выставлена огромная коллекция замечательных авто. Там же находились реставрационные мастерские. ОАЭ впечатлили меня больше всего. Это молодая страна, жители которой были кочевниками. И хотя они сравнительно недавно передвигались на верблюдах и лошадях, но к автомобилям относятся с большим пиететом и трепетом. И, кстати, собирают красивые коллекции.
— Какой самый дорогой раритетный автомобиль Вы встречали в продаже в своей жизни? Что это была за марка сколько она стоила?
— Пожалуй, это Cord L29 (первая американская переднеприводная машина, — прим. авт.). Год выпуска: 1913 — 1914 года. На ней ездил русский царь Николай II. Великолепное купе, роскошный дизайн. Стоил он порядка $1 млн. Конечно, есть автомобили и дороже, но лично я их не встречал. Только видел, как они продаются на аукционах. Например, гоночные машины - победители соревнований прошлых лет.
— Как Вы считаете, для чего покупают такие дорогие авто? Чтобы почувствовать радость от ощущения обладания роскошной «игрушкой», или всё-таки ради заработка?
— Покупая раритетный автомобиль, конечно, рассчитываешь на то, что каждый год цена этой машины будет немного подниматься. С моей техникой так и происходит. Её стоимость увеличивается. Дело в том, что больше таких авто не становится. Что касается радости от обладания роскошью, то да, это действительно здорово. Но самые счастливые моменты испытываешь, когда наблюдаешь реакцию публики, которая видит твою коллекцию. Эти машины не вызывают зависти. Наоборот, люди хлопают в ладоши, радуются, всегда хотят с тобой пообщаться и сфотографироваться с автомобилем.
— Реально ли заработать на раритетном авто, сдавая его в аренду?
— Если заниматься этим всерьёз, то такая деятельность будет приносить доход. В основном, за счёт участия машины в свадебных торжествах. Понимаете, автомобилю нужно ездить. Хотя бы раз в год и по несколько километров. Если же на такой машине передвигаться чаще (например, запланировать участие в свадьбах, и выезжать, скажем, два раза в неделю, - прим. Роман Морозов), то она будет интенсивно изнашиваться. Технику придётся восстанавливать, а с этим очень много возни. Моё мнение: сдача в аренду машины не окупит расходы на её ремонт. Но, повторюсь, при желании из такой деятельности можно извлечь прибыль. Если честно, лично мне это приносило ту сумму, которая требовалась на годовое обслуживание моей коллекции. Нет, я не тратил много на запчасти, просто оплачивал необходимые налоги.
— Какие самые необычные коллекции автомобилей или автобусов Вы встречали в своей жизни? Чем они вас удивили?
— Меня поразило собрание старинной спецтехники. Это потрясающе! Особый восторг у меня вызывают коллекции старых пожарных американских машин.
— Какой автомобиль вы можете выделить и считаете его особенным?
— К сожалению, такую машину я уже продал, а потом немного об этом пожалел. Это был Ford модель «А» 1927 года выпуска. Незадолго до его появления люди передвигались на каретах, запряжённых лошадьми. Поэтому Ford A многое взял от них: каретная форма кузова, спицевые колёса, необычная фурнитура и приспособления по управлению машиной. Это был один из самых удивительных автомобилей в моей жизни, ведь я любитель старинной техники.
— Как Вы искали машины для своей коллекции? Ездили по России или пригоняли их из других стран?
— Все находил тут, в России. Изучал сайты объявлений. Механика такая: садишься утром и штудируешь профильные интернет-ресурсы. Находишь что-то любопытное — едешь, смотришь, общаешься с продавцом и покупаешь.
— Сложно ли пригнать коллекционное авто из другой страны?
— Всё упирается в деньги. Сейчас, наверное, возникнут сложности с логистикой. Поэтому привезти её в Россию окажется немного дороже. Хотя есть и плюс — доллар и евро по отношению к рублю подешевели. Соответственно и стоимость на машины снизилась. Что касается растаможки, то она у нас считается в валюте, а значит тоже стала дешевле. Скажу так: для того, кто сегодня принял решение приобрести раритетный автомобиль, придётся пройти непростой путь. Я сейчас говорю про неопытного в этом деле человека. Придётся выстраивать логистические пути, а их осталось немного. К тому же, зачастую какие-то процессы придётся контролировать самостоятельно. В общем, это то ещё приключение. Хотя я знаю, что люди ухитряются привозить машины и из США, и из Европы, используя для этого соседние страны.
— В нынешней экономической обстановке, появились какие-то сложности в обслуживании раритетных автомобилей? Дорого ли выходит обслуживание теперь? Насколько сильно оно отличается от обслуживания обычного авто?
— Начну с последнего вопроса. Для обычных машин существуют дилерские центры. Там есть и специалисты, и запчасти. Чтобы обслужить раритетную технику приходится искать узкоспециализированных, уникальных специалистов. Например, в 2000-ом году в Коломне людей, которые ремонтируют карбюраторы, было человек тридцать. Сейчас остались один, может два специалиста. У меня самого неплохие инженерные знания, поэтому большинство решений по обслуживанию я принимаю сам. Что касается запасных частей, то, например, на старый Cadillac 70-х годов подходят детали от автомобилей Cadillac, выпущенных в начале 90-х. В своё время я взял и купил несколько машин-доноров, они стоили копейки (не дороже старых «Жигулей», - прим. Роман Морозов) и так решил эту проблему. Иногда я что-то заказываю из других стран. Больших проблем не было. Хотя после 2014 года компания Chevrolet отказалась сотрудничать с представителями России. Но и здесь нашёлся выход: мои друзья из других стран заказывали нужные мне запчасти, а потом пересылали мне. Дорого ли иметь раритетный автомобиль сегодня? Ну, конечно, удовольствие недешёвое. Я бы сделал такое сравнение: обслуживание Cadillac, выпущенного в 70-ом году, по деньгам выходит столько же, как и обслуживание Mercedes S-класса, которому около 8-9 лет.
«Московская газета» уже писала про два необычных автомобиля, которые сейчас продаются: «ЗИЛ-117» 1973 года выпуска за 50 млн рублей и Bentley Arnage 2003 года производства за 129 тысяч евро.
— Какую бы из этих машин выбрали вы?
— Недавно 129 тысяч евро — это было 12 млн рублей. Сейчас — это 8 млн рублей. Цена на Bentley Arnage стала интересной. Но я интересуюсь раритетными авто и покупать бы его не стал. Она (Bentley) 2003 года выпуска. Уникальной машиной эта техника станет только через 40 — 50 лет. Счастье от этого авто получили бы мои дети, но не я. Мой выбор — «ЗИЛ-117», как у Брежнева. Это действительно винтажная, раритетная машина, которая попадает в область моих интересов. Мне нравится изучать старые технологии, да и вообще садиться в такие автомобили или ездить на них, ощущая себя человеком той эпохи. Мне кажется, восприятие современных людей и тех, кто жил в 50-е годы, очень отличается. Поэтому для меня «ЗИЛ-117» служил бы эдакой машиной времени. Представьте себе: почувствовать себя водителем крупного партийного босса. Или наоборот: посадить за руль шофёра и самому на некоторое время превратиться в большого кремлёвского начальника.
-
Коллекционирование остаётся распространённым хобби, которым увлекаются 27% россиян. Как выяснил портал SuperJob, четверт...05.10.2024 в 12:48:001841
-
«Императорский монетный двор» 30 сентября передал в дар Государственному музею обороны Москвы символическую ...01.10.2021 в 17:36:003994