Новость общества

Творчество или бизнес: что стоит за производством кастомных ножей сегодня

Творчество или бизнес: что стоит за производством кастомных ножей сегодня

Фото © «Московская газета»

05.10.2024 в 12:48:00
424

Коллекционирование остаётся распространённым хобби, которым увлекаются 27% россиян. Как выяснил портал SuperJob, четверть от всех коллекционеров собирают монеты и банкноты разных стран и эпох, 11% коллекционируют статуэтки, 9% — игрушки, 5% — марки, книги или открытки. Другую область коллекционирования выбирают не так много людей, однако в этом ряду занимает особое место: коллекционирование ножей – очень интересное, но непростое и дорогое дело, требующее погружения в предмет и глубоких знаний о нём

О нюансах такого коллекционирования, производстве кастомных ножей и причинах их высокой стоимости «Московской газете» рассказал руководитель кузницы Товарищество Завьялова Андрей Кривоногов

— Андрей, в чём заключается главная функция ножа?

Основная задача ножа — резать, нож предназначен как раз для этого: отрезать что-либо или обстрогать палку.

А в чём ценность ножа для коллекционера, который готов платить большие деньги за такой же с точки зрения функциональности предмет?

— Здесь нужно посмотреть глубже в историю. Страсть к оружию прививалась мужчинам с малолетства, в крови было стремление обладать уникальным клинком. Каждый воин, обладающий оружием, старался его усовершенствовать и украсить. Самураи получали оружие в наследство от отцов, и самым счастливым считался тот из сыновей, кому достался меч. Вся сила, вся мощь самурая была в клинке. Тот, кому достался нож, кастомизировал его под свой вкус. Сейчас, кстати, не только мужчины, но и женщины интересуются ножами. Ценность для коллекционера — это индивидуальность ножа, его отличительные черты. Серийный нож можно без труда купить в магазине, а кастомный нож с необычной рукоятью, сложной ручной полировкой может быть в единственном экземпляре у мастера. Как говорится у любителей клинков — ножей много не бывает.

— Из чего, помимо материалов, складывается стоимость кастомного ножа? Ведь на материалы может приходиться меньше половины конечной стоимости изделия.

— Кастомизация ножа занимает долгие месяцы, например, ручная полировка, которая позволяет добиться идеального зеркала, какого не даст станок, требует 1,5-2 месяца работы. Когда человек понимает, сколько времени и сил мастер потратил на создание такого уникального ножа, он понимает и причины такой стоимости. И настоящие ценители сразу замечают такие тонкости. Увидев такой нож, они точно оценят его. Это предмет гордости владельца ножа и предмет зависти тех, у кого такого нет.

— Есть ли у коллекционеров правила и каноны, из которых складывается авторитет мастера и ценность его изделий?

— Как правило, у человека появляется страсть к коллекционированию ножей после покупки первого клинка. Он начинает им пользоваться, любоваться, затем приобретается второй нож, возникают мысли о создании коллекции. Это чувство идет изнутри. После этого начинается период хаотичной покупки ножей, параллельно человек начинает глубже вникать в суть дела, разбираться и изучать, что такое ручной сатин, почему одна работа стоит дороже другой, что такое проставка из зуба мамонта и многое другое. Чем больше информации накапливается, тем скорее человек принимает решение о направлении в коллекционировании. Например, кто-то уходит в коллекционирование боевых ножей, кто-то собирает реплики исторических ножей, таких как «нож-разведчик», кто-то коллекционирует антикварные аутентичные ножи, кому-то нравятся сложные авторские работы — это как раз одно из направлений, которым мы занимаемся. У таких ножей есть определенная форма, назначение (под рыбалку, под охоту и другие). Дальше идут усложнения в плане слесарной обработки, изготовление больстера, подгонки, создание красивых ножен по индивидуальному заказу. Например, если человек увлекается морской тематикой, для него в единственном экземпляре сделают ножны в таком стиле. Кто-то коллекционирует авторские ножи, кто-то складные. Приобретая складной нож, человек может продолжать его кастомизацию, например, сделать всечку золотом или серебром, украсить драгоценными камнями, тут предела совершенству нет.

— Если мастер берет за образец работу другого мастера, это не осуждается?

— Обсуждений на эту тему всегда много. Нож, по большому счету, это рукоять и клинок — ручка и лезвие, ничего нового в этом плане придумать нельзя. Велосипед не нужно изобретать, на нём нужно ездить. Один мастер придумал форму, потом эту форму кто-то улучшил, модернизировал. В мире дизайна, если ты выпустил что-то на широкое обозрение, то это уже не твоя модель, это что-то общее, чем можно вдохновляться, брать за основу. Когда художник решает создать новую модель, у него в голове возникает образ того, что он когда-то видел, на основе этого образа он уже создает свое творение. Это не осуждается. Если это добросовестный мастер, то его задача не скопировать, а создать индивидуальный образ, чтобы это не было похоже ни на кого.

— Кастомизация приводит к росту стоимости ножа?

— Естественно. Можно привести пример с художником. Бывает, что художник писал картины и умер в бедности, а после его смерти картины оценили и они стали очень дорогими. Также и с ножами: если человек сделал нож, но о нём как о мастере никто не знает, то такое изделие не будет дорогим. Другое дело, если человек делал ножи на протяжении всей своей жизни и добился успеха и уважения в кругу других мастеров и пользователей, его ножи станут только дороже и после кастомизации. Например, есть известный японский мастер Ичиро Хаттори, который в силу преклонного возраста давно не выпускает ножи, но его изделия очень высоко ценятся по всему миру. Из года в год они становятся только дороже, потому что изготовить такие уже невозможно. Соответственно, они на вторичном рынке перепродаются дороже, особенно если пользовались ножами аккуратно. Важна также первоначальная упаковка ножа. Если она сохранена, нож стоит дороже, а вероятность быстро его перепродать гораздо выше.

— Какие ножи больше интересуют коллекционеров из России: отечественные или импортные?

— Российские мастера и покупатели ножей больше ориентированы на то, чтобы у изделия была утилитарность, возможность его использовать. Приобретая нож, человек рассчитывает на его эксплуатационные характеристики: дорогую заточку, качественную сталь. За рубежом, если взять США или Европу, в меньшей степени смотрят на эксплуатационную характеристику. Ножи там воспринимаются больше как объект искусства. Хотя и мы не уступаем в этом плане: у нас много мастеров, которые делают дорогие инкрустации. Наши мастера превзошли весь мир в плане изготовления ножей. На всех международных выставках российские мастера практически всегда занимают призовые места. Качество российских ножей остаётся на высоте. Наши известные кузнецы делают ножи невероятной сложности, такие ценятся во всех странах, и повторить их работы даже близко никто не может.

— В вашей мастерской выпускаются только кастомные ножи или серийное производство тоже есть?

— Мы делаем любые ножи, начиная от кухонных. Ещё больше 200 лет назад Иван Гаврилович (Завьялов, — прим. ред.) начинал именно с выпуска столовых ножей, и мы продолжаем эту традицию. Много ножей в линейке предназначены для охотников, рыбаков, туристов, есть интересные складные ножи. Отдельное направление — кастомизированные уникальные ножи.

— Как коллекционеры и производители находят друг друга? На выставках, в интернете?

Есть тематические сообщества, где мы показываем нашу продукцию. Это и группы в социальных сетях, и выставки — наиболее крупные из которых проходят в Москве. У нас сформировался свой фан-клуб, участники которого ждут новинок. Эти изделия быстро расходятся по частным коллекциям.

— Производитель ножей — это уже не бедный художник, а признанный мастер?

— Да, бедный художник не будет обладать набором инструментов и оборудования, необходимого для выпуска хорошего изделия. Производство ножа — это технологичный и затратный процесс.

— Как вы считаете, сегодня выгоднее производить серийные или кастомные ножи?

— Назвать выпуск ножей бизнесом всё-таки сложно. В первую очередь, это дело нужно полюбить. За деньги талант не купишь. Нужно иметь представление о материалах, как их компоновать. Это скорее творчество, чем бизнес.

— В интернете есть ролики, где кузнец ножом рубит гвозди? Реально ли сделать нож такой прочности?

— Такие ролики — это маркетинговый ход. Мы начали разговор с того, в чем заключается функция ножа. Он нужен для того, чтобы резать. Если вы хотите рубить, можете заказать ручку и вставить туда зубило, им как раз можно гвозди рубить. Нож имеет твердость 57-60 единиц, гвоздь — 20 единиц. Более твердый нож действительно разрубит гвоздь, но есть много тонкостей, как это сделать безопасно для ножа. Многое зависит и от того, насколько тонко сведен нож, тонкий может деформироваться при ударе. Такие ролики делают те, кто перепродаёт дешёвые серийные ножи. Мастеру не придёт в голову дорогим качественным ножом рубить гвозди. Мы даже страдаем от таких роликов — люди, посмотрев их, пытаются сделать то же самое своим кастомным ножом и получают плачевные результаты, а затем приходят за ремонтом.

— Сколько в среднем должен служить хороший кухонный нож?

Ножи российского производства от средних и хороших мастеров при правильном обращении должны служить весь период человеческой жизни. На кухне, когда есть хороший нож, которым мы режем продукты, параллельно должен быть небольшой топорик, который пригодится на первом этапе при разделке мяса или рыбы.

— Каково ближайшее будущее ножевых мастеров в условиях технического прогресса?

— Индустрия не стоит на месте. Если посмотреть на то, как делали ножи с начала 2000-х до нынешнего времени, то прогресс колоссальный. Это как «Запорожец» и космический корабль. Прогресс работает на благо. Все мастерские смотрят и равняются друг на друга. Если качество ножей у производителя хромает, то он теряет аудиторию.

— Если бы у вас была возможность начать карьерный путь с начала, вы бы всё равно выбрали производство ножей?

— Я бы начал гораздо раньше. Меня отец и дед звали заниматься ножами, но я сначала занялся другим делом, а потом только понял, что нужно было слушать их.

— Какой совет вы бы дали коллекционерам и производителям ножей?

— Совет простой: если вы хотите начать коллекционировать ножи, приходите на выставки, приезжайте в столицу, общайтесь с мастерами, вникайте в тонкости этого дела, тогда у вас появится вкус и мнение. Если начинать коллекционирование с интернета, это гораздо сложнее. Нож нужно подержать в руке. Только мастер на выставке покажет детали. И не стесняйтесь спрашивать, мастера всегда рады посвятить вас в это дело, помочь выбрать нож, который станет началом или продолжением вашей коллекции.

Ранее Андрей Кривоногов отмечал, что участие в выставках является важным дополнением сайтов и оффлайн-магазинов. Такие выставки позволяют мастерам холодного оружия найти новых клиентов, а покупателям – подержать в руках понравившиеся образцы и принять окончательное решение о приобретении.

ТеГИ
коллекция, кастомные ножи, ножи, творчество
Поделиться
Похожие новости