Новость общества

Для российского авторынка грядет испытание

Для российского авторынка грядет испытание

Фото © «Московская газета»

20.07.2024 в 12:47:00
3360

Эксперты рассказали о ценовом маневрировании поставщиков иномарок на фоне предстоящей индексации утильсбора в России

С одной стороны, безусловно, повышение утильсбора должно отразиться на конечной цене. С другой стороны, у китайских производителей на 2024 год были изначально завышенные ожидания по объему рынка. И, конечно, планы надо выполнять, поэтому вполне возможно они будут продавать с некоторым убытком для себя, но при этом будут стараться поддержать тот размер продаж, объем продаж, который для них важен и нужен. Об этом сообщил «Московской газете» генеральный директор ГК «АВТОДОМ» Андрей Ольховский.

В России с октября ожидается существенное повышение утильсбора для автомобилей. Как это отразится на стоимости иномарок и рынке в целом?

«Безусловно, любое повышение платежей (в т.ч. утилизационного сбора), которые влияют на формирование окончательной цены, напрямую обусловит рост окончательной стоимости для конечного покупателя, особенно это касается приобретения за счет заемных средств (а почти половина автокредитов выдается на китайские марки). Интересно, что каждый пятый автокредит выдается на приобретение российских марок в основном в Южном федеральном и Центральном округах, а в Хабаровском крае берут кредиты только на покупку иномарок. Утилизационный сбор, которые уплачивают производители автомашин и импортеры, возмещает расходы специализированных организаций на утилизацию автотранспортных средств. Несмотря на то, что уплата утилизационного сбора предполагает включение его величины в расходы по налогу на прибыль организаций, вполне возможна ситуация по переложению бремени уплаты на покупателей путем повышения цены продажи. Установлен особый льготный порядок исчисления утилизационного сбора для электромобилей, что должно стимулировать рост их продаж», — сказала изданию доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

«Грядет очередное испытание для российского авторынка — существенное повышение утилизационного сбора. Утильсбор это неизбежное удорожание конечного продукта для покупателя. Производители и импортеры не будут работать себе в убыток, а значит переложат возросшую фискальную нагрузку на плечи рядовых автолюбителей. Особенно болезненным это станет для тех, кто рассчитывал взять машину в кредит. А таких немало — почти половина покупателей популярных ныне китайских марок. Более чем на 200 тыс. рублей, по предварительным оценкам, может подскочить цена среднестатистической иномарки после запланированного повышения сбора. Сумма более чем ощутимая в наше непростое время. Такой удар по кошельку способен отпугнуть многих потенциальных клиентов автосалонов, заставив их отложить покупку до лучших времен. Конечно, сама по себе идея утилизационного сбора не лишена смысла. Резкое, одномоментное повышение нагрузки — это всегда риск шокового эффекта для рынка, чреватый непредсказуемыми последствиями. А ведь рынок и без того переживает не лучшие времена. Покупательная способность населения снижается, конкуренция обостряется, маржинальность бизнеса падает. Впрочем, определенный позитивный эффект от повышения утильсбора тоже возможен. В частности, для отечественного автопрома. Удорожание иномарок может подтолкнуть часть потребителей к выбору в пользу российских моделей», — поделился своим мнением с изданием доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Как будут меняться предпочтения потребителей?

«Выделю на мой взгляд два ключевых фактора динамики средневзвешенной цены нового автомобиля: это перераспределение спроса в сторону более дешевых автомобилей (стоимостью до 3 млн рублей) и снижение доли регистраций дорогих автомобилей премиального сегмента, ввоз которых с апреля 2024 года существенно сократился. Среди факторов, влияющих на снижение цены, можно выделить: поддержки, акции со стороны марок, которые привели к снижению цен, и активное продвижение некоторых доступных моделей, что в свою очередь переориентировало спрос.

С учетом повышения утильсбора осенью мы точно увидим рост цен. Я ожидаю, что до конца 2024г импорт может подорожать на 10% и выше. Официально поставляемые китайские автомобили могут вырасти в цене на 10-12% в этом году. На спросе очередное повышение цен скажется негативно. Но я рассчитываю, что марками будет учтен опыт августа 2023 года, и повышение цен будет поэтапным. Постепенная индексация утильсбора безусловно лучше разовой. Но в любом случае это негативный фактор, который приведет к росту цен, что скажется и на инфляции. Крупные игроки уже или имеют здесь собственное производство (Haval, Geely), или находятся в завершающей стадии принятия решения. ТОП-10 марок сохранит свое лидерство. Покинуть рынок могут марки с продажами в масс сегменте менее 10 000 авто в год», — сказал «Московской газете» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич.

Чего ждать от китайских поставщиков в этой связи?

«Китайские концерны перекладывают издержки на потребителя, это логично и естественно, потому что текущий уровень маржинальности китайских производителей не оставляет другого выбора, как при изменении регуляторных моментов переложить на конечного потребителя издержки. Что касается дальнейшего повышения цен, то все зависит от той стратегии, которую выберут китайские концерны. Поэтому ситуация будет в динамике развиваться. Если будет утверждена дата 1 октября по повышению утильсбора, то вполне возможно, что в сентябре, когда люди вернутся из отпусков, и начнется осенний сезон, всегда характеризующийся ростом активности покупателей, некоторые клиенты будут готовы завершать сделки быстрее, чтобы успеть до повышения утильсбора. В реальности еще некоторое время после повышения утильсбора будут действовать цены на автомобили, которые были до этого повышения, потому что на текущий момент склады как дилеров, так и дистрибьютеров переполнены парком автомобилей, которые необходимо продавать», — резюмировал Андрей Ольховский.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
автомобиль, цены, утильсбор
Поделиться
Похожие новости