Новость общества

Эксперты назвали автомобили, с которыми в России сложилась «особая ситуация»

Эксперты назвали автомобили, с которыми в России сложилась «особая ситуация»

Фото © «Московская газета»

06.10.2023 в 17:40:00
2451

Рост курса доллара и евро, многочисленные санкции, действующие в отношении России — всё это отразилось на рынке легковых автомобилей с пробегом и без него. Цены за прошлый год выросли и продолжают расти, спрос на подержанные иномарки превышает предложение, а ввоз б/у автомобилей сократился. Что ждет нас завтра?

«Объем продаж автомобилей с пробегом в 8 раз превышает продажи новых авто, — сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК АВТОДОМ. — Особенно это касается ликвидных автомобилей возрастом от 1 до 3-4 лет. Такая тенденция сохранится до конца года».

Специалисты компании также прогнозируют, что в течение нескольких месяцев цены на автомобили с пробегом будут расти. Особенно на машины, произведенные после 2020 года.

«Рост цен на новые автомобили способствует пропорциональному увеличению стоимости авто с пробегом. В связи с новым пакетом санкций появился запрет на импорт европейских автомобилей в Россию и Белоруссию через Грузию. В октябре изменились условия ввоза автомобилей по параллельному импорту, из-за чего сократятся поставки авто. Китайские бренды, представленные в России официально, можно будет приобрести только у дилеров», — отметили в пресс-службе ГК АВТОДОМ.

В свою очередь в ГК АвтоСпецЦентр, анализируя ситуацию на рынке, также говорят о росте спроса на авто с пробегом.

«Падение курса рубля и увеличение утилизационного сбора приводит к повышению стоимости новых автомобилей. Цены на авто с пробегом тоже растут. По некоторым оценкам, их стоимость с начала года увеличилась примерно на 20%. Средняя стоимость автомобиля с пробегом в России составила от 1,3 млн рублей на начало лета. При этом с начала 2023 года на вторичном рынке продано почти 3 млн автомобилей, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — рассказали в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Особая ситуация сложилась на рынке с японскими автомобилями.

«В Японии с августа 2023 года вступил в силу запрет на ввоз в РФ автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра. Это касается как новых, так и автомобилей с пробегом. Но по параллельному импорту налажены каналы поставки авто через третьи страны», — отметили эксперты компании.

Между тем, в ГК АвтоСпецЦентр считают, что с обслуживанием авто премиум-сегмента проблем не наблюдается, так как параллельный импорт запчастей отлажен. Налицо интерес потребителей к китайским автомобилям, в том числе с пробегом.

«Бренды из Поднебесной уверенно вытесняют конкурентов с этого рынка, в разы увеличивая свое присутствие в России, — говорят эксперты компании. — В рейтинг самых популярных китайских моделей авто с пробегом в начале лета попали: Haval, Geely, Chery и др.».

Впрочем, опасения как специалистов, так и потребителей вызывает не только нарастающий дефицит подержанных авто, но и их техническое состояние.

«Состояние автомобилей с пробегом в нашей стране ухудшается, — констатировал в беседе с «Московской газетой» технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов. — Основная причина — заметное увеличение стоимости содержания авто при снижении покупательской способности в стране».

В числе других причин усугубления ситуации Рузанов называет отмену обязательных техосмотров, наводнение рынка поддельными и контрафактными запчастями.

«По данным наших партнёров, аналитического агентства Gruzdev Analyze, средний возраст автомобилей в стране составляет 11,2 года, в дальнейшем этот показатель будет расти, — говорит эксперт. — Движущийся автопарк в России по итогам 2022 года снизился на 822 тыс. авто или 2,3%. Эта тенденция зафиксирована впервые за последние десять лет. В 2023 году снижение парка продолжилось и уже составляет 1,1% или меньше на 395 тысяч автомобилей за год».

При этом с 1 августа 2023 года существенно изменились тарифы на утилизационные сборы. Для ряда моделей иномарок это означает рост цены на четверть.

«Сумма утилизационного сбора на автомобили с рабочим объемом двигателя свыше трех литров может составить более 1,5 млн рублей», — объяснил в цифрах заместитель генерального директора СФ Карс Артём Фёдоров.

Некоторые россияне в попытке сэкономить решаются «пригнать иномарку» самостоятельно. Но возникает вопрос: во что обернется оформление транспортного средства в России?

«Помимо «растаможки» владельцу автомобиля необходимо провести оценку соответствия техсредства требованиям регламента «О безопасности колесных транспортных средств» с получением свидетельства о безопасности конструкции, а также, оплатить утилизационный сбор», — говорит Артём Фёдоров. — Кроме того, имеет значение, на какой территории оформляется автомобиль. В странах-членах таможенного союза обязательно закупить и установить устройство вызова экстренных оперативных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». В противном случае вы не сможете оформить электронный паспорт транспортного средства, и эксплуатация авто в России будет невозможна».

Прогнозы по развитию рынка подержанных легковых иномарок пока противоречивые. Заместитель генерального директора СФ Карс констатирует, что для владельцев европейских и американских авто остаются чувствительными длительные сроки поставки оригинальных запчастей и их высокая стоимость.

«Судя по статистике запросов физических и юридических лиц, очевидна переориентация клиентов на автомобили из Китая, среди которых большой популярностью пользуются гибридные и электромобили», — отметил эксперт. По словам Артёма Фёдорова, современные китайские авто отвечают требованиям отечественных потребителей и уже составляют уверенную конкуренцию европейским аналогам: «Покупателей привлекает доступность запасных частей, возможность получения качественного обслуживания и ремонта, в том числе гарантийного».

Не все так просто с поставкой запчастей на китайские автомобили, сказал в беседе с «Московской газетой» директор ООО «Еврозапчасть1» Ришат Гадельшин.

«Нет отлаженной логистики поставок запчастей на новые марки «китайцев», а каталоги подбора на подержанные авто отсутствуют. Так что подобрать запчасти, особенно учитывая быструю смену модельного ряда китайских марок, не так-то просто. И это уже поняли клиенты, столкнувшись с подобными проблемами. Что касается европейских и американских производителей, то здесь серьезных препятствий с поставками запчастей нет. Да, ассортимент сократился до 20%, а цены по некоторым позициям за последний год поднялись до 40%, но сроки доставки заказов те же», — отметил Ришат Гадельшин.

Новые поправки в законодательство, вступившие в силу 22 сентября 2023 года, могут отразиться на росте популярности гибридных и электромобилей, считает Артём Фёдоров. Стоимость утилизационного сбора на авто с системой последовательного гибрида и на электромобили будет существенно ниже, чем на технические средства с двигателями внутреннего сгорания аналогичной мощности. Так, для сравнения, которое приводит собеседник, утилизационный сбор на Toyota Land Cruiser 2023 года с объемом двигателя 3,5 литра составит 1, 2 млн рублей, а за гибридный внедорожник LiXiang L9, не уступающий по мощности, нужно будет заплатить всего 3,4 тысячи рублей.

Однако бума потребительского спроса на гибридные модели и в принципе на подержанные авто ожидать не стоит. Гендиректор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев утверждает, что бюджетные иномарки и тем более подержанные невыгодно завозить в Россию по параллельному импорту: цена конечного потребителя получается нереально высокой.

«Популярные в прошлом модели можно купить под заказ, но в таком случае придется ждать и не будет возможности лично осмотреть авто, провести тест-драйв», — рассуждает эксперт.

Несмотря на ситуацию, количество кредитов на подержанные машины за последний год выросло до 30%, констатирует Дмитрий Матвеев. Это обусловлено дефицитом и высокими ценами на новые автомобили, снижением покупательской способности россиян.

«Подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio и раньше были в топе предпочтений россиян. Они и сейчас идеальный вариант для покупки. У них недорогое обслуживание. Даже если на них не будет оригинальных запчастей, китайскими аналогами можно заменить очень многое, и ремонт сам по себе не сложный», — сказал собеседник «Московской газеты».

По словам Дмитрия Матвеева, цены на машины растут с прошлого года не только из-за дефицита поставок, но и из-за спекуляции дилеров. Однако они не могут расти постоянно: «Этот рост будут останавливать периодические падения спроса, хотя большого снижения цен, конечно, не предвидится. Если думаете купить подержанное авто в возрасте до трех лет, поторопитесь. Рынок новых авто падает, и это ведет к тому, что автовладельцы все чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто. Это значит, что рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься, и цены на них будут продолжать расти».

Автор: Светлана Андросова
ТеГИ
автомобиль, россия, пробег, автозапчасти
Поделиться
Похожие новости