Новость общества

Эксперты оценили идею Минфина по обмену замороженных в России иностранных активов

Эксперты оценили идею Минфина по обмену замороженных в России иностранных активов

Фото © «Московская газета»

26.11.2022 в 10:55:00
3801

Инициатива Минфина об обмене замороженных в РФ иностранных активов противоречит международному праву и национальной законодательной базе России. Но Москва принимает зеркальные меры в ответ на нарушение международного закона со стороны Евросоюза, который заморозил активы российских инвесторов, сообщил «Московской газете» юрист Матвей Черепков

Глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что сейчас Минфин прорабатывает возможности обмена замороженных за границей активов российских инвесторов на имеющиеся в РФ иностранные активы. В рамках рассмотрения вариантов ее решения, как указал министр, нужно выверить объем замороженных активов и получить соответствующие подтверждения, чтобы обеспечить соблюдение интересов российских и иностранных инвесторов.

Кандидат экономических наук Николай Кульбака в интервью «Московской газете» оценил вероятность обмена активами.

«Инициатива Минфина сложно выполнимая. Во-первых, с технической точки зрения непросто провести обмен заблокированными активами между инвесторами ЕС и РФ, поскольку речь идет о большом количестве участников. Во-вторых, Европа не едина, решение о заморозке активов инвесторов из России принималось зачастую по отдельности, соответственно, потребуется время, чтобы провести большое количество двухсторонних переговоров и, подозреваю, что процесс не будет быстрым. В-третьих, обмен замороженными активами – не вопрос решения между государствами. У нас легко государство может договориться за олигархов, но в Европе так не работает. Там представители власти должны получить разрешение у бизнесменов, чтобы могли от их лица представлять интересы и решать проблемы. Другой вопрос, согласятся они или нет. В любом случае, европейские государства не будут решать вопрос без привлечения владельцев активов», – сказал Николай Кульбака.

При этом экономист считает, что Россия может неофициально вести переговоры с ЕС по разблокировке активов.

«Несмотря на то, что в прессе – в российской и зарубежной не сообщается о проведении переговоров по разблокировке российских активов, этот процесс, вероятно, ведется. Очевидно, что в кулуарах, возможно, с участием представителей крупного бизнеса аккуратно «прощупывается почва» – какова вероятность вернуть контроль над заблокированными активами. Однако официально правительство придерживается выжидательной позиции. У России сохраняется надежда на то, что рано или поздно Европе все это надоест и она пойдет на диалог, но, на мой взгляд, вероятность этого крайне низка», – сказал Николай Кульбака.

Между тем, в Минфине отметили, что для реализации инициативы следует принять целый ряд законодательных решений, которые позволяли бы средства иностранных инвесторов, которые заморожены в Российской Федерации, использовать на расчеты по тем активам, которые заморожены за рубежом. В ведомстве отметили, что этот вопрос находится в стадии рассмотрения.
По словам юриста Матвея Черепкова, предложение Минфина противоречит международному праву и национальной законодательной базе РФ.

«Тема обмена активов является сложной. Согласно международному праву и национальной законодательной базе РФ инициатива, предложенная министерством финансов РФ, недопустима. Но здесь нужно учитывать тот факт, что ЕС арестовали активы России и российских инвесторов, грубо нарушев международное право. Евросоюз спешно принял документ, согласно которому в исключительных случаях позволяется блокировать иностранные счета. Поэтому неудивительно, что правительство РФ принимает зеркальные меры. В частности, рассматривает вероятность принятия правовых решений для обмена имуществами, несмотря на то что это идет в разрез с действующим законодательством», – сказал Матвей Черепков, добавив, что для обмена инвестициями Европейскому союзу также придется принять законодательные решения.

Ранее замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил, что блокировка средств на спецсчетах — это не конфискация, а формирование «переговорной позиции» в условиях взаимных ограничений.

Напомним, после начала спецоперации власти США, ЕС, Великобритании и других стран начали вводить санкции в отношении России, в том числе замораживать активы российских бизнесменов и компаний. Также были заморожены около половины международных резервов Банка России на сумму около 300 млрд долларов. Газета Politico ранее сообщила, что объем замороженных Евросоюзом российских активов составляет 68 млрд евро.

Автор: Элина Рустамова
ТеГИ
минфин, активы, инициатива
Поделиться
Похожие новости