Новость общества

Эксперты рассказали, чем закончится передел российского авторынка

Эксперты рассказали, чем закончится передел российского авторынка

Фото © «Московская газета»

09.11.2022 в 09:09:00
2529

С начала года в России открылось почти три сотни китайских автосалонов, таким образом в целом их теперь насчитывается уже около тысячи. Примечательно, что 185 салонов из них открыли свои двери для посетителей буквально с июля по ноябрь. Аналитики отмечают, что подобного бурного роста автосалонов в РФ раньше не наблюдалось. Чаще всего их открывали «дочки» группы Chery

Почему китайцы ведут себя так энергично, ведь российский рынок все еще находится на спаде? Означает ли это, что чем больше автосалонов, тем в дальнейшем будет больше продаж? Следует ли ждать что другие бренды (например иранские) смогут развернуться в России так же широко? Смогут ли китайцы потеснить не только иномарки на российском рынке, но и Lada, которая пока остается лидером продаж (19,1 тысячи проданных машин против 4,4 тысячи китайского Haval в октябре). Насколько вообще российский рынок сейчас является интересным для иностранных производителей, учитывая рухнувший спрос и санкции?

Аналитики отмечают, что при всем впечатляющем размахе экспансии на этом пути у китайцев еще немало «подводных камней».

«Китайцы в целом планомерно следуют своей стратегии, которую они не меняли в этом году, изначально заявив, что автобизнес вне политики. Успехи при этом более очевидны на фоне ухода с российского рынка крупных международных концернов из Европы, Японии и Америки. Путь до кошелька покупателя в новых условиях стал короче, поэтому китайские марки вовсю пользуются моментом предложить свои модели даже при падающем спросе. Китайские марки понимают, что сейчас важнее продаж выработать у нашего покупателя потребительскую привычку. До сих пор в головах многих автомобили из Поднебесной воспринимаются как эрзац-альтернатива. В ближайшем будущем, когда на складах закончатся остатки ушедших марок, китайские автомобили должны стать их полноценной заменой. В то же время, спад авторынка наблюдается во всех сегментах. Да, на фоне остальных ушедших брендов китайские марки вполне активны, но в целом их продажи также упали по сравнению с прошлым годом. Несмотря во многом на идеальные для захвата российского рынка условия, общий его объем в части новых китайских автомобилей едва ли превысит в 2022 г. прошлогодние (117 тысяч машин) показатели. За 9 месяцев 2022 китайские марки реализовали на нашем авторынке чуть более 73 тысяч. Продажи с каждого салона при этом остаются на достаточно низком уровне, у многих они ниже точки безубыточности, а конкуренция между дилерами уже приводит к снижению маржинальности сделок. При этом в ряде регионов салоны одного и того же китайского бренда могут открываться на соседних улицах. Стабильности сетей, росту удовлетворенности покупателей, а также повышению имиджа марок из Поднебесной это не способствует», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто».

Следует ли ждать что другие бренды (например, иранские) смогут развернуться у нас в стране так же широко?

«Иранские компании активно присматриваются к российскому рынку и скорее всего выйдут на него в следующем году, используя совместные проекты с китайскими или отечественными компаниями. Однако захват доли рынка — это немалые инвестиции, на которые не все бренды готовы в таком же масштабе, как китайцы. Реальным представляется вариант выпуска китайских машин под иранскими марками. Это нужно, чтобы поставщики из Китая избежали возможных вторичных санкций за прямое сотрудничество с Россией», — добавил источник.

А как быть с усиливающейся конкуренцией между китайскими и российскими производителями, ведь последние занимают пока господствующее положение?

«Вряд ли китайские бренды потеснят лидера рынка. У продукции отечественного автопрома есть свои неоспоримые преимущества. При выборе отечественной машины россияне обычно руководствуются соотношением цены – качества и возможностью бесперебойного обслуживания в дальнейшем. Плюс отечественный автопром всегда будет поддержан со стороны правительства в рамках тех же программ льготного автокредитования. Ближе всего к реальности вариант с очень дешевой малолитражкой, которой среди представленного многообразия кроссоверов на российском рынке нет. Ей по силам заменить популярную (но пока вставшую на паузу) Весту, переманив потенциальных покупателей почти такой же ценой и большим набором опций. Дешевле российских аналогов китайские машины не будут, зато плотный список опций смогут предложить. Сегодня на российском авторынке идет активный передел сфер влияния. И освободившиеся ниши вполне могут занять те, кто не побоится заходить в Россию в условиях финансовой и геополитической нестабильности. Важно учесть, что из-за сотрудничества с «санкционной» страной могут быть проблемы у производителей, поэтому некоторые марки будут развиваться (или появляться) с легким бейдж-инжинирингом под чужими именами», — отметили в пресс-службе «Открытие Авто».

«Наиболее популярны на отечественном рынке китайские бренды Chery, EXEED, Haval, Geely, Changan. Автомобильные бренды также активно развивают дилерские сети в России. В Туле с 2019 года работает завод Haval. Компания инвестировала в российское производство 1,5 млрд долларов и планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год. Обеспечить дальнейшее лидерство в долгосрочной перспективе компаниям поможет локализация производства. При этом некоторые китайские автомобильные компании осторожно относятся к отечественному рынку. Их опасения объясняются тем, что для выпуска машин в России необходимо получить государственные льготы на территории РФ, заключить специальный инвестиционный контракт (СПИК). Для достижения конкретных договоренностей может потребоваться не менее двух лет. Автопроизводители Китая делают акцент на производстве более маржинальных автомобилей премиум- и люкс-сегмента. В России пользуются спросом китайские кроссоверы, они заполняют нишу автомобилей SUV. Китайские автомобили, в отличие от западных, практически не испытывают логистических ограничений. Свыше 20% автодилеров в России продают авто из Китая. Уже сейчас машины из КНР по комплектации, оснащению и цене конкурируют с корейскими, японскими и европейскими авто. Кроме того, китайские автопроизводители клиентоориентированы, внимательны к запросам российских автомобилистов, делают ставку на качество и сервис», — отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.

«Китайские бренды уже не первый год наращивают долю продаж на российском рынке. Популярность Changan, Chery, Geely, Haval и премиального Exeed среди россиян растет. Прежде всего, за счет ценообразования, а также регулярного обновления модельного ряда и стабильности поставок. Сейчас китайские автоконцерны активно занимают в России нишу кроссоверов и внедорожников. Правда спрос на модели в нашей стране по сравнению с внутренним рынком Китая небольшой из-за отсутствия собственных производственных мощностей для экспорта моделей этих видов. Китайские производители увеличивают долю присутствия на российском автомобильном рынке», — сказал Александр Коротков, генеральный директор «АвтоСпецЦентр Дубровка».

Насколько уверенно можно говорить о том, что китайцы столь же успешно продолжат подминать под себя отечественный авторынок, если продажи авто и без того обвалились по отношению к прошлому году?

«Спад вызван недостатком предложения и высоким ценами на оставшиеся модели. Потребителями с низкими финансовыми возможностями китайцев не удивить, как и высокими объемами спроса, поэтому они в состоянии предложить как большие объемы приложения, так и конкурентные цены. Означает ли, что чем больше автосалонов, тем в дальнейшем будет больше продаж, смогут ли они стать драйверами продаж в условиях угасающего спроса? Смогут и станут. Хотя в действительности – это плохой знак, отечественные производители автомобилей не справляются с конкуренцией, даже в условиях высоких пошлин на ввозимые импортные авто. Сейчас рынок РФ свободен. Правда до того, как иранские производители не объявили о планах прийти в РФ, новостей об экспансии китайских производителей не было. Конкуренция в итоге насытит рынок предложением и позволит снизить цены. Автомобильный рынок глобален и насыщен предложением. Нет такой страны в мире, где нельзя купить автомобиль. И большинство стран уже плотно оккупированы глобальными автомобильными концернами. Такой рынок как Россия, для многих автомобильных производителей – это вообще единственный способ расшириться. Даже для Китая, с 1,5 млрд населения, появление рынка в 150 млн населения – это хорошая точка спроса. Дело осталось за малым. Убедить потребителей, что китайские автомобили защищают при ДТП в достаточной степени», — поделился своим мнением с «Московской газетой» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
россия, авторынок, машины
Поделиться
Похожие новости