Госдума ввела уголовную ответственность за подкуп третейских судей
За это предусмотрен штраф в размере до 400 тыс. рублей
Госдума приняла законопроект об уголовной ответственности за подкуп третейских судей.
Теперь за взятку третейскому судье, которой признается незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества, а также за незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за определенные действия или бездействие, предусматривается штраф в размере до 400 тыс. рублей, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо исправительные работы на тот же срок, либо лишение свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы подкупа или без такового.
При этом, если сумма подкупа превышает 25 тыс. рублей, то срок лишения свободы может быть увеличен до трех лет. При групповом сговоре и подкупе в размере более 150 тыс. рублей, наказание может увеличиться до семи лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы подкупа или без такового.
Подкуп в размере от 1 млн рублей повлечет за собой срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы подкупа или без него.
Самим арбитрам за коррупцию будет грозить штраф в размере до 700 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до трех лет. За получение взяток в особо крупном размере предусмотрен штраф от 2 млн до 5 млн рублей с лишением права занимать определенные должности, либо лишение свободы от шести до 12 лет.
Как рассказал «Московской газете» адвокат и эксперт Национального антикоррупционного комитета Виктор Цымбал, принятие данного закона обусловлено тем, что пришло время урегулировать и сферу третейского суда.
«Введение дополнительного закона в отношении третейских судей обусловлено видимо тем, что 291 статья УК РФ («Дача взятки должностному лицу») не покрывает эти случаи, потому что третейские судьи, по сути, не являются должностными лицами. Да, это одна из структур судебной системы, которая в основном касается хозяйственных дел, и в ней задействованы юристы, но это все же не профессиональные судьи, не федеральные, не мировые. Поэтому, думаю, законодатель пошел по этому пути, потому что это и не коммерческий подкуп, и не дача взятки должностному лицу, под которыми понимаются лица, исполняющие функции государства и относящиеся к установленном законом определенному списку.
С учётом того, что сейчас медиация большого количества определённых арбитражных дел или хозяйственных гражданских дел передаётся третейским судьям, то можно сказать, что этот институт (третейских судей – прим. ред.) достаточно актуален для нас. Даже в некоторых договорах ведения финансово-хозяйственной деятельности прописывается, что первоначально любые споры рассматриваются в третейском суде, который выбирают обе стороны по договоренности, и только после уже возможно обращение в Арбитраж.
И такая система положительно сказывается, потому что позволяет существенно разгрузить судебную систему, которая сейчас невероятно загружена большим количеством хозяйственных споров. Достаточно прийти в Арбитражный суд Москвы и мы увидим, что все кабинеты забиты истцами и ответчиками. В результате образовывается очередь, рассмотрение таких дел затягивается, сторонам приходится ждать соответствующего решения, что никому не выгодно. Поэтому законодатель определил, что есть категория дел, по которым две стороны могут договориться о том, что их споры смогут решаться в третейском суде. Но, ещё раз повторяю, это не исключает дальнейшего обращения той стороны, которая считает, что решение третейского суда ее как-то ущемляет, в Федеральный суд. Но на первоначальном этапе, и это понимают обе стороны, решение, которое принимает третейский судья, а это в основном компетентные судьи, в том числе и из числа бывших федеральных судей, основывается на действующем законодательстве, а значит состоится и любых других вышестоящих органах судебной системы.
Очевидно, что определенная статистика запросов общества привела к тому, что возникла необходимость урегулирования в этой системе третейского судейства. То есть, существует некая проблема, и на нее наши законодатели отреагировали. И если этот новый закон исправит эту проблему, к примеру, снизит число обращений в правоохранительные органы на злоупотребления третейских судей своими полномочиями, или же, допустим, наоборот, не снизит, то, соответственно, законодательные органы исходя из этого либо ужесточат наказания, либо как-то его смягчат. Но в любом случае это вопрос регулирования этой системы, в том числе и в рамках борьбы с коррупцией», — считает Виктор Цымбал.
Третейский суд рассматривает спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности. В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, при этом не являясь государственными.
В большинстве случаев к третейским судьям обращаются для взыскания долгов, по делам, связанным с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.); разрешения корпоративных споров о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и тому подобное.
По данным депутата Госдумы Анатолия Выборного, на основании решения третейских судов арбитражными судами ежегодно рассматривается 1,5 тыс. дел о выдаче исполнительных документов на общую сумму около 3 млрд рублей.