Новость общества

Участникам рынка госзакупок предстоит многому научиться

Участникам рынка госзакупок предстоит многому научиться

Фото © «Московская газета»

30.07.2025 в 16:06:00
3980

Как изменилось законодательство о закупках последние годы

Банк России недавно принял решение снизить ключевую ставку сразу на 2% до 18%. Это решение имеет большое значение для всей экономики, в том числе для сферы госзакупок. Основатель компании «Бизнес-Поддержка» Наталья Гуделева ранее отметила, что снижение ключевой ставки позитивно отразится на деловой активности исполнителей госзаказов. Прежде всего им станут более доступны заёмные средства в виде кредитов, которые зачастую необходимы для исполнения контрактов. В то же время в целом условия для бизнеса остаются непростыми и изменчивыми. Часто участникам торгов приходится менять цены под влиянием независящих от них факторов, и даже типовые договоры нуждаются в пересмотре. Приходится вносить коррективы в контракты из-за проблем с логистикой. Все эти сложности необходимо учитывать как предпринимателям, которые заявляются на тендеры, так и госзаказчикам. 

О том, насколько действующее законодательство способствует такой гибкости, что изменилось в регулировании сферы госзакупок за последнее время и как участники торгов решают возникающие проблемы, «Московской газете» рассказала генеральный директор ООО «Тритика» руководитель Бюро по защите прав предпринимателей «Опоры России» и общественный помощник бизнес-омбудсмена Владимирской области Елена Фёдорова.

— Елена, как давно Вы работаете в сфере госзакупок? 

— Впервые я столкнулась со сферой торгов, в том числе государственных, в 2012 году. Как раз в это время происходила смена старого закона №94 на новый, 44 ФЗ. Я успела поработать как по старому закону, так и изучить новый.

— Что вас привело в эту сферу? 

— Меня пригласили на работу как юриста в одну из компаний города, которая занималась тендерным сопровождением и оказанием услуг по предоставлению обеспечений для исполнения контрактов.

— Можно сказать, что Вы стояли у истоков этой сферы. Как изменились госзакупки за последние 10 лет? 

— Не совсем уж у истоков — система закупок в России начала формироваться очень давно, еще с царских времен. В 1999 году издаётся закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Далее в 2005 году в рамках реформы был принят 94 ФЗ, который ввёл электронные аукционы и механизм защиты прав участников размещения заказа, запретил закрытые торги (кроме случаев, связанных с гостайной) и закрепил понятия начальной и максимальной цены контракта. Закупки стали размещать на едином сайте, к системе был свободный доступ для новых участников. Но и этот закон много критиковали, постоянно вносили в него изменения. Уже в 2013 году заработал новый, ФЗ №44, который действует и в настоящее время. Закупочное законодательство претерпело сильные изменения в очень многих аспектах. Можно сказать, что все изменения направлены в сторону большей прозрачности, сокращения сроков процедур, цифровизации, поддержки российской экономики и импортозамещения. Кроме 44 ФЗ действует также ФЗ №223, который регулирует механизм проведения закупок некоторыми юридическими лицами в России — государственными корпорациями, унитарными и автономными учреждениями, субъектами естественных монополий.

— Как изменилось законодательство о закупках за последнее время? 

— По сравнению с ранее действующим законом №94 законодательство изменилось значительно. Поменялись виды и формы процедур, требования к участникам и заказчикам, способы обеспечения и финансового сопровождения и многое другое. Практически каждый год приносит с собой масштабные изменения в закон. С 1.01.2022 года вступили в силу крупные «оптимизационные» изменения законодательства о закупках. Каждый следующий год ФЗ №44 старались сделать лучшей версией себя, внося изменения в самые различные его разделы. Можно сказать, что закупочное законодательство не стоит на месте и постоянно меняется, как меняются и экономические реалии вокруг нас.

— Какие основные тенденции изменения и развития закупочного законодательства Вы могли бы выделить? 

— Наверное, основные тенденции изменений — это унификация правил, в том числе по применению национального режима, упрощение порядка и сроков проведения процедур, цифровизация закупок, переход к оформлению всех документов в цифровой форме, автоматизация отчетности, применение инструментов импортозамещения в госзакупках и их распространение на закупки контролируемых государством организаций.

— Повлияло ли изменения закупочного законодательства на сокращение числа несостоявшихся закупок? 

— Несостоявшаяся закупка — это конкурентная процедура, в которой оказалась одна заявка или не оказалось ни одной. У такой ситуации может быть много различных причин: невыполнимые условия контракта, например, заведомо слишком низкая цена или другие условия, которые невозможно выполнить; демпинг, то есть очень сильное снижение цен со стороны других участников; финансовая невозможность исполнить контракт – отсутствие денежных средств у предпринимателя или авансирования по контракту, сложность в получении заемных средств для исполнения контракта, высокие ставки Центробанка; несвоевременная оплата товаров, работ и услуг заказчиком, в том числе когда установленные для субъектов МСП 7 дней не соблюдаются; страх участия в закупочных процедурах из-за необходимости изучать большие объёмы законодательства и соблюдать многочисленные процедуры; нежелание заказчиков видеть среди исполнителей своих контрактов «чужих». Могут быть и другие причины, я назвала лишь основные. Хочется верить, что изменения в законодательстве повлекут за собой увеличение количества потенциальных участников и сокращение количества несостоявшихся закупок. 

— Как обеспечивается конкуренция в госзакупках? 

— В самом законе (п.2 ст.8) установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целом конкуренция обеспечивается путем установления прозрачных правил, четкого определения предмета закупки и правильного обоснования НМЦК, стандартизации процедур участия в торгах и условий исполнения контракта. Одним из наиболее перспективных инструментов увеличения конкуренции в госзакупках, по мнению Счётной палаты РФ, становится стандартизация процедур, которая представляет собой систему унифицированных, типизированных требований и нормативов, направленных на достижение упорядоченности закупочных процедур.

— С какими основными проблемами сталкиваются участники закупок сейчас и как эти проблемы можно решить? 

— Проблем несколько. В первую очередь, это законодательные трудности. Несмотря на то, что законы и требования стараются упростить для того, чтобы начать участвовать в торгах и понять, что и как нужно делать, надо изучить огромный пласт нормативных документов, которые не очень просто читать и тем более понять. Это не только сам закон, но еще и множество подзаконных актов, постановлений правительства и так далее. Второй момент: процедурные вопросы. Участие в торгах требует четкого соблюдения установленных процедур и требований. Не все готовы их изучать и соблюдать и не все знают, как это сделать. В такой ситуации, когда хочется, но страшно, советую обращаться к профессионалам. Следующая группа проблем, это финансовые. Очень часто у потенциальных участников отсутствуют финансовые возможности для исполнения заключенного контракта. И сейчас это особенно актуально, поскольку ставка Центробанка достаточно высока и заемные средства не всем доступны. Кроме того, требования, которые предъявляют банки для получения заемных средств, также очень часто невыполнимы для участников торговых процедур, тем более из сегмента микро и малого бизнеса.

— В Госдуме заявляли о планах модернизации системы государственных закупок малого объема (до 600 тысяч рублей). Изменения будут носить точечный характер и нацелены прежде всего на автоматизацию и усиление контроля за такими закупками, которые в настоящее время слабо поддаются учету. Необходимы ли эти меры? Как это может изменить сферу госзакупок? 

— Закупки малого объема нужны для оперативного удовлетворения неотложных потребностей, например, в канцелярских принадлежностях, картриджах, офисной мебели или запасных частях. Заказчики при таких контрактах не обязаны обосновывать их цену и учитывать требования об обязательных закупках у малого бизнеса и о приоритете российской продукции. И сейчас доля таких закупок достаточно велика, но поскольку централизованный учет таких закупок отсутствует, оценить их структуру невозможно. Закупки малого объема как бы выведены из-под действия федерального правового регулирования. Сейчас правительством утверждены «дорожные карты» по реализации Концепции закупок малого объема (до 600 тысяч рублей) на период до 2027 года. Согласно подготовленному законопроекту, с 2026 года правительство переведет все малые закупки в электронный вид, создаст общие правила их проведения и сформирует единый каталог конкретных товаров. Это позволит стандартизировать наименования товаров для их автоматического сопоставления и выбора лучших по цене предложений. Наверное, такая модернизация необходима и уже назрела, так как действующие сейчас механизмы имеют ряд недостатков. Предполагается, что новый подход сократит сроки закупок, снизит стоимость контрактов и административные издержки. Полагаю, что общая тенденция к упрощению, стандартизации и цифровизации закупочных процедур отразится и на закупках малого объема, так что процесс их изменений предсказуем и неотвратим.

— С какими ошибками сталкиваются госзаказчики и как их избежать? 

— Мне сложно говорить про заказчиков, так как мы работаем в основном со стороны поставщиков. Но, думаю, что требования, которые сейчас предъявляются к заказчикам, в достаточной мере сложны, чтобы допускать в них ошибки. Один национальный режим чего стоит. Так что выход, видимо, один: учиться, учиться и еще раз учиться).

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
госзакупки, тендеры, бизнес, Елена Фёдорова
Поделиться
Похожие новости