Новость общества

Иран наращивает экспорт нефти в Китай. Как Москва и Тегеран поделят рынок

Иран наращивает экспорт нефти в Китай. Как Москва и Тегеран поделят рынок

Фото © «Московская газета»

12.03.2023 в 22:14:00
4402

Увеличение объемов иранской нефти на китайском рынке не угрожает энергетическим интересам России в КНР, рассказал «Московской газете» экономист Александр Разуваев

Министр нефти Ирана Джавад Оуджи заявил, что объемы экспорта иранского черного золота в уходящем году (год по иранскому календарю начинается 21 марта) достигли рекордных показателей за последние четыре года.

«В этом году мы экспортировали на 83 млн баррелей нефти больше, чем в предыдущем», – сообщил глава Миннефти Ирана, отметив, что страна также увеличила показатели экспорта природного газа на 15%. Главным рынком сбыта сырья остается Китай, на который также делает ставки Россия.

С учетом запланированного в 2023 году увеличения экспорта иранской нефти в Китай и наращивания поставок российской нефти в Азию, возникает вопрос, сможет ли Москва и Тегеран поделить между собой китайский энергетический рынок.

«Это обычная рыночная ситуация, когда на сырьевом рынке действуют несколько крупных игроков, которые в условиях здоровой конкурентной среды зарабатывают и реализуют новые проекты, — говорит экономист Александр Разуваев. — Потенциал потребления нефти в Китае может «освоить» поставки всех производителей. Москва и Тегеран выстраивают тесное стратегическое сотрудничество. Поэтому усиление роли Ирана на китайском энергическом рынке не представляет опасности для РФ. Иран и Россию объединяет и тот факт, что обе страны вынуждены из-за санкций продавать энергоресурсы в Китай с большим дисконтом относительно международных цен».

Востоковед, эксперт по международным отношениям Игорь Егоров считает, что китайский нефтяной рынок не станет фактором конкуренции для России и Ирана.

«Давление Запада на Россию, Иран и Китай укрепило их сотрудничество. Москва, Пекин и Тегеран одинаково заинтересованы в экономическом союзе и в поиске новых точек соприкосновения. Поэтому конкурировать между собой им нет никакого смысла. Однако, не исключено, что для манипуляции на внешних рынках из Китая будут поступать сообщения о падении российских нефтяных поставок в КНР и росте объемов импорта иранского сырья, или наоборот. Но в действительности нефтяная статистика может отличаться от официальной», – считает Игорь Егоров.

Главным событием уходящей недели, по словам политолога, является новость о том, что Иран и Саудовская Аравия, которые являются основными военно-политическими противниками на Ближнем Востоке, на днях при посредничестве Китая договорились о восстановлении дипломатических отношений, которые были разорваны в 2016 году.

«Примирение двух стран – это историческое событие, которое в Израиле и США восприняли как тревожный звонок. Вашингтон строил на Ближнем Востоке политику, в основе которой лежит принцип «разделяй и властвуй». Все эти годы регион фактически балансировал в условиях противостояния Саудовской Аравии и Ирана. В понимании США примирение Тегерана и Эр-Рияда воспринимается как уход «стабильности». Для трехсторонних отношений Китая, России и Ирана это позитивный сигнал», – пояснил Игорь Егоров.

Автор: Элина Рустамова
ТеГИ
иран, китай, нефть
Поделиться
Похожие новости