Новость общества

Как граждане и бизнес в России учатся жить в условиях блокировки западных соцсетей

Как граждане и бизнес в России учатся жить в условиях блокировки западных соцсетей

коллаж «Московской газеты»

11.03.2022 в 21:23:00
2790

Сегодня под критику МИД РФ и депутатов попали Facebook и Instagram

Поводом этого стало изменение в политике этих соцсетей, о которых сперва сообщило агентство Reuters, а затем подлинность этой информации подтвердил пресс-секретарь компании Meta Энди Стоун.

Речь идет о том, что в странах Восточной Европы, Закавказья и самой России модераторы теперь не будут блокировать контент, содержащий ненавистническую риторику или призывы к насилию в отношении российских военнослужащих или лидеров РФ и Беларуси. Компания подчеркивает, что так называемый хейтспич (язык ненависти) в отношении мирных россиян по-прежнему находится под запретом.

На новость немедленно отреагировали российские дипломаты. Посольство РФ в Вашингтоне потребовало от американских властей пресечь «экстремистскую деятельность» компании Meta, а само решение было охарактеризовано как преступная, агрессивная политика. Ответа от американской стороны не последовало. К Вашингтону российские власти вынуждены апеллировать потому, что по отношению к Facebook все меры воздействия внутри самой России уже исчерпаны.

После многочисленных претензий и крупных штрафов за неудаление запрещенной российскими властями информации Роскомнадзор, наконец, принял решение о полной блокировке соцсети на территории нашей страны. Формальной причиной стали ограничения, наложенные на аккаунты ряда таких российских СМИ, как телеканал «Звезда» и РИА «Новости». В РКН назвали действия Facebook незаконным ограничением доступа россиян к информации.

Однако Instagram, также принадлежащий компании Meta, все еще доступен в РФ. И после того, как на этой платформе стало возможно беспрепятственное размещение самого негативного отношения к российской армии, ее блокировка в самое ближайшее время, похоже, становится неизбежной. Соответствующая инициатива уже озвучена в стенах Госдумы. Глава парламентского комитета по информационной политике, депутат от «Единой России» Александр Хинштейн призвал запретить работу соцсети в том случае, если Meta подтвердит или откажется комментировать информацию о разрешении призывов к насилию на своих площадках. Поскольку пресс-секретарь компании эти сведения уже подтвердил, решения о блокировке Instagram в России стоит ожидать уже очень скоро.

Кроме того, спикер ГД Вячеслав Володин уже пообещал обратиться в Генпрокуратуру с призывом принять меры прокурорского реагирования по признакам возбуждения ненависти к гражданам РФ. Впрочем, это жест чисто символический, поскольку все причастные к этому решению находятся за рубежом и вряд ли когда-либо решат въехать в Россию, а значит привлечь их к реальной уголовной ответственности не получится.

Но блокировка западных соцсетей в РФ уже становится реальностью, и привыкать к ней придется не только простым пользователям, но и бизнесу, который пользуется этими платформами для размещения рекламы. Российский рынок рекламы в зарубежных соцсетях аналитики оценивают примерно в 10 млрд рублей, хотя эти подсчеты, естественно, являются приблизительными и могут оказаться заниженными.

Сооснователь агентства Sixth Sense Владимир Мотин подтверждает, что отечественный бизнес понесет вполне ощутимые потери.

«Нельзя сказать, что какой-то один крупный рекламодатель это ощутит. Пострадают абсолютно все, в том числе благодаря тому, что у Facebook была хорошая система поиска аудитории именно под перформанс-компании, которые подразумевают работу на финальный результат: на заявки, продажи, звонки и так далее. И это, наверное, самый крупный с точки зрения объема ущерб», – констатирует специалист. Он добавил, что в России есть сервис myTarget, который дает возможность размещать рекламу в ВК и «Одноклассниках», однако его эффективность в плане привлечения клиентов несколько ниже.

Конечно, на современном этапе развития интернет-технологий наивно полагать, что решение госоргана о блокировке означает реальную невозможность доступа к сервису. Россияне не первый год учатся пользоваться VPN-сервисами и другими инструментами обхода блокировок. Обозреватель «Коммерсанта» Михаил Гуревич считает, что сейчас пользователи, которые уже пользуются VPN, особых изменений не почувствуют.

В 2018 году из-за отказа Павла Дурова выдать ключи шифрования ФСБ для доступа к переписке пользователей в России, был заблокирован Telegram. Он стал первой платформой такого масштаба, попавшей под запрет в РФ, и специалисты с интересом наблюдали за тем, что будет дальше. Эффект оказался ровно противоположным тому, на который рассчитывал Роскомнадзор. Аудитория мессенджера выросла на 40% в первый год после блокировки. Возросли и доходы компаний, которые рекламировали свои товары через Telegram. Этот пример показывает, что официальная блокировка не всегда способствует реальному сокращению аудитории сервисов.

Во время написания материала стало известно что Генпрокуратура РФ обратилась в суд с иском о признании компании Meta экстремистской организацией. Это откроет дорогу к уголовным делам против людей, связанных с деятельностью компании, которые, напомним, находятся за границей и вне зоны досягаемости отечественной Фемиды.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Facebook, Instagram, блокировка, соцсети
Поделиться
Похожие новости