Новость общества

Как новшества в избирательном законодательстве усложнят жизнь оппозиции на муниципальных выборах

Как новшества в избирательном законодательстве усложнят жизнь оппозиции на муниципальных выборах

pixabay

13.04.2022 в 11:14:00
3243

Как и в прошлые годы, в сентябре 2022-го в России будет единый день голосования, в рамках которого пройдут выборы губернаторов, членов заксобраний регионов и местных депутатов. Среди прочих электоральных кампаний состоятся и муниципальные выборы в Москве, где в 125 районах будут избраны около 1,5 тыс. народных представителей

Примерно за полгода до этих событий в парламенте был принят пакет серьёзных изменений в избирательное законодательство, который вызвал в политической среде неоднозначную реакцию. Среди основных новшеств следует назвать окончательное закрепление в законе института электронного голосования, в прошлом году проходившего в порядке эксперимента в семи регионах включая Москву, упразднение статуса членов комиссий с правом совещательного голоса для территориальных и участковых избиркомов, а также ряд новых требований к кандидатам. Теперь кандидаты, наделённые статусом иностранных агентов, обязаны соответствующим образом маркировать свои агитационные материалы. Осуждённые за экстремистские преступления не смогут претендовать на выборные должности в течение пяти лет после снятия или погашения судимости. Также появится возможность укрупнять избирательные участки, ограничение по максимальному числу в 3 тыс. избирателей на одном участке было снято.

Оппозиционные думские партии КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия — За правду» голосовали против законопроекта, считая его губительным для свободных выборов в нашей стране. Эксперты также критикуют отдельные положения этого пакета изменений. В частности, укрупнение избирательных участков усложнит наблюдение за процессом волеизъявления, как и исчезновение членов комиссий с ПСГ. Вместо них предложено назначать от каждой партии не по два, а по три наблюдателя на участок, но вряд ли такая мера компенсирует потери в эффективности общественного контроля. «При укрупнении участков сокращается и число наблюдателей. Увеличение числа наблюдателей с двух до трех не изменит ситуацию, так как они обладают гораздо меньшими полномочиями, чем член комиссии с правом совещательного голоса. Так, члена комиссии с ПСГ нельзя удалить с участка и он имеет доступ ко всем документам комиссии», — объясняет юрист Евгений Порошин.

Настороженность у представителей оппозиции вызывает и электронное голосование. По новому закону Центризбирком сможет определять принципы и порядок проведения ДЭГ, а также те онлайн-ресурсы, с помощью которых оно будет проводиться. Однако в документе отдельно оговорено, что система будет единой для всей страны, а повторного голосования, как это было в Москве на прошлогодних выборах в Госдуму, предусмотрено не будет. Осенью 2021 года оппозиция, особенно КПРФ, подвергла резкой критике эксперимент по электронному голосованию на выборах в Госдуму. Компартия даже отказалась признавать итоги выборов по одномандатным округам в Москве. На физических участках там в 8 из 15 округов побеждали представители оппозиции, однако после подсчёта всех голосов вместе с онлайн-голосованием все 15 мандатов взяли провластные кандидаты. Теперь ДЭГ становится постоянной практикой по всей России.

Пока Госдума перекраивала избирательную систему на федеральном уровне, в Москве произошли свои, менее заметные, но по местным меркам не менее важные перемены. Мосгордума в декабре прошлого года приняла изменения в закон города Москвы о местном самоуправлении, согласно которому теперь численность депутатов каждого районного совета жёстко привязана к числу избирателей. В округах с числом избирателей до 50 тыс. человек в совет могут входить 10–12 представителей, с населением от 50 до 100 тыс. — 10–15 депутатов, от 100 тыс. до 170 тыс. избирателей — 12–20 депутатов. Ранее муниципальные советы могли самостоятельно корректировать свой численный состав. С одной стороны, эксперты соглашаются, что расширять состав депутатов сверх меры бессмысленно. Однако с другой стороны специалисты отмечают, что эта мера усложнит избрание для независимых кандидатов, у которых нет ресурсов на широкую кампанию. Главред журнала «Политические технологии» Сергей Поляков отмечал, что при большем количестве мандатов у кандидатов с меньшими медийными и политическими возможностями есть шансы выиграть. Это было на руку оппозиции, которая стремится набрать в районных советах как можно больше мест. Это важно в том числе для грядущих выборов мэра Москвы. Для участия в них кандидатам придётся пройти муниципальный фильтр, собрать определённое количество подписей муниципальных депутатов, а оппозиционные кандидаты могут получить подписи лишь от своих единомышленников в муниципальных советах.

Глава МО Тверской Яков Якубович рассказал «Московской газете», что все перечисленные изменения приводят к крайне негативным последствиям для института демократических выборов. «Конечно, все эти новшества никак нельзя приветствовать. Сейчас по-максимуму ликвидируются или ограничиваются главные инструменты, с помощью которых можно было бы повысить прозрачность избирательного процесса», — отмечает депутат.

Он выразил мнение, что электронное голосование вряд ли может вызывать доверие и является своего рода «чёрным ящиком», в котором происходит нечто, неведомое гражданам. Для того чтобы хотя бы понимать процесс онлайн-голосования, нужно обладать обширными специальными знаниями, которых у большинства населения нет, и это автоматически снижает доверие к такой процедуре. Также Якубович раскритиковал исключение членов комиссий с правом совещательного голоса из ТИК и УИК. «Это действительно сильный инструмент контроля за ходом выборов. Члены комиссий с ПСГ, что важно, в отличие от журналистов или наблюдателей могут участвовать во всех заседаниях избиркомов. Я сам был членом территориальной комиссии с ПСГ, и хотя не мог принимать участие в голосованиях по решениям комиссии, но готовил проекты этих решений и, на мой взгляд, проекты очень успешные, в том числе по поводу закрытия лазеек для манипуляций с надомным голосованием», — рассказал Якубович.

Он добавил, что, конечно, в этой сфере бывали перегибы, и некоторые члены с ПСГ больше мешали работе комиссий, чем выявляли признаки нарушений. Но были и многие члены комиссий, которые действительно делали полезную работу. А для устранения эксцессов и перегибов необходимо работать с наблюдателями и членами с ПСГ, необходимо упрощать процедуру уведомления о возможных нарушениях, но не ликвидировать сам институт членов комиссий с правом совещательного голоса. Якубович резюмировал, что нельзя решать проблему головной боли усекновением головы. Депутат добавил, что множество проблем создают избыточные требования к кандидатам, которые должны предоставлять огромное количество документов о доходах, сбережениях, собирать множество справок и т. д. Из-за этого, по словам Якубовича, сложно найти желающих баллотироваться даже в муниципальные депутаты, не говоря о более высоких уровнях. Однако глава МО Тверской призвал всё же пытаться участвовать в выборах и не опускать руки. «Когда я избирался в Госдуму, на моих предвыборных плакатах был лозунг "Не пропусти, это могут быть последние выборы". К сожалению, во многом это оказалось правдой», — заключил Якубович.

Схожее мнение в разговоре с «Московской газетой» выразила муниципальный депутат района Измайлово Надежда Загордан. Она активно участвует в проектах по подготовке команд независимых кандидатов для грядущей муниципальной кампании и непосредственно вовлечена в избирательный процесс, который так сильно меняется под воздействием новых законов. По её мнению, на фоне ДЭГ все остальные нововведения выглядят менее значительными. «Если вводят электронное голосование, наблюдать просто не за чем, поэтому есть члены с ПСГ и наблюдатели или их нет — это уже не столь важно. Я сама принимала участие в исках против ДЭГ, и могу сказать, что эта процедура абсолютно закрыта от общественного контроля. Когда внедрили ДЭГ, в Москве появились округа с 95-процентной явкой. Такое раньше было разве что в Чечне, а теперь есть и в московских районах», — рассказала Загордан.

Она отметила, что аномально высокую электронную явку можно победить только высокой явкой на участках. По словам Загордан, в интересах независимых кандидатов, чтобы люди приходили своими ногами на участки и голосовали офлайн. При этом Яков Якубович ранее отмечал, что обеспечить интерес к муниципальным выборам и высокую явку на них всегда крайне сложно. Опрошенные муниципальные депутаты сходятся во мнении, что принятые законодательные изменения практически ликвидируют возможности для конкурентных и прозрачных выборов, однако Надежда Загордан подчеркнула, что даже в таких условиях необходимо участвовать в выборах, а независимые кандидаты в мундепы способны показать хорошие результаты.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
выборы, законодательство, депутаты, москва
Поделиться
Похожие новости