Новость общества

Как выжить, когда твой дом стоит на федеральной трассе

Как выжить, когда твой дом стоит на федеральной трассе

Фото © «Московская газета»

23.12.2021 в 17:46:00
2230

Сегодня пришел в себя молодой парень, которого три дня назад прямо в центре исторической столицы Карелии Сортавалы сбил грузовой автомобиль. В официальных сводках место происшествия было обозначено как 262-й километр федеральной трассы А-21 «Сортавала». Да, крупнейшая на Северо-Западе транспортная артерия, оживленная федеральная трасса с ежедневным 3-тысячным потоком автомобилей проходит через город. И здесь достаточно часто происходят дорожно-транспортные происшествия — местные жители вместе с многочисленными туристами ежегодно пополняют печальную статистику аварийности

Сортавала – город с финской культурой, карельской природой и русской дорогой

Сортавала, уютный город на берегу Ладожского озера, заслуженно называют второй столицей Карелии. Небольшой, но любимый туристами, с невероятной природой — живописные леса, водопады, озёра и горы окружают это место и притягивают путешественников со всех стран. Добавляет Сортавале популярности и близость к основным национальным паркам Карелии – архипелагу Валаам и знаменитому рускеальскому мраморному каньону.

Не так давно город включили в перечень исторических поселений регионального значения, имеющих особую важность для истории и культуры Карелии. Его называют энциклопедией финской архитектуры: здесь десятки домов, построенных финскими архитекторами больше ста лет назад.

Сортавала является одним из важнейших городов Карелии не только в сфере туризма, но и с точки зрения логистики региона. По ней идет весь поток транспорта в Ленинградскую область и обратно — на границу с Финляндией. И все исторические здания выстроились один за другим вдоль главной улицы, она же – трасса федерального значения А-121 «Сортавала».

Большегрузы – по главной улице

Автодорога А-121 «Сортавала», соединяющая Санкт-Петербург и столицу Карелии, проходит через весь город, прямо по его историческому центру. Дорога узкая, две полосы, по которой кроме автомобилей жителей Сортавалы (а это порядка 20 тысяч) и туристического транспорта едут большегрузы. Поток интенсивный, с учетом близости к российско-финской границе. Грузооборот между Финляндией и Россией растет из года в год, перевозка сборных грузов осуществляется каждый день, многие из них являются транзитными – приобретаемый в Европе товар доставляют в Санкт-Петербург и Москву через автомобильный пункт пропуска Вяртсиля, что в 50 километрах от Сортавалы.

Когда федеральная трасса проходит через населенный пункт, местные жители вынуждены жить в постоянном страхе – в лучшем случае покалечиться под колесами фуры, в худшем — погибнуть. Те, у кого дома стоят вдоль дороги, по вибрации определяют вес проезжающих автомобилей. Этот же процесс механических колебаний ощущают на себе и исторические здания, имеющие культурную ценность и состоящие под охраной государства. Вибрационные воздействия от автомобильных магистралей оказывают серьезное влияние на состояние несущих и ограждающих конструкций, на износостойкость и сокращают срок службы зданий. Для такого потока транспорта узкие дороги там просто не предназначены и выходить за ворота люди нередко вынуждены буквально под колеса.

Большегрузный транспорт в центре Сортавалы сбивает светофоры, создает километровые пробки, под тяжеловозами крошится асфальт, на обочинах – отпечатки огромных шин.

Новые километры «Сортавалы»

Повышенное внимание к строительству и ремонту дорог как в городах, так и на федеральных трассах стали уделять в 2016 году, когда началась разработка проекта по повышению качества автомобильных дорог в России. Проект получил название «Безопасные качественные дороги». А спустя год, с приходом в Карелию на должность губернатора Артура Парфенчикова, в республике начался масштабный ремонт дорог. В 2017 году конкурс на строительство и реконструкцию автомагистрали А-121 «Сортавала» выиграло акционерное общества «ВАД».

Еще несколько лет назад скорость движения по федеральной автомагистрали «Сортавала» была ограничена, потому что проезжать по маршруту было небезопасно. Дорожникам удалось сделать невозможное — из опасной трассы шоссе превратилось практически в хайвэй. Тогда же встал вопрос о строительстве дороги в обход самой Сортавалы. В целесообразности этого проекта сомнений не было: убрать грузовой автотранспорт из исторической части города, который к тому же портит туристическую привлекательность, исключить негативное влияние грузовых перевозок на экологию, уменьшить число дорожно-транспортных происшествий в городе.

Местность в районе строительства обхода Сортавалы — это скальные гряды, болотистые равнины и озёра. Из-за непростых геологических условий участок является одним из самых сложных на всей автомагистрали. Зачастую, при строительстве автомобильных дорог при таком ландшафте возникают трудности, как на этапе проектирования, так и на этапе строительства. Но проектная документация была разработана и в 2018 году прошла государственную экспертизу.

Протяженность участка обходной дороги согласно проектной документации почти 47 километров с 2 полосами. Пропускная способность предусматривает 6 тысяч автомобилей в сутки, расчетная скорость движения — 100 километров в час.

Но реализация проекта дороги в обход Сортавалы остановилась. Причины объективные, связанные с отсутствием финансирования. Но жизнь людей, которые живут в этом чудесном городе, стоит того, чтобы вопрос с выделением денежных средств на строительство дороги Министерством транспорта России был решен в ближайшее время.

Автор: Инна Полетаева
ТеГИ
карелия, Сортавала, фуры, трасса
Поделиться
Похожие новости