Новость общества

Какие продукты будут дешеветь в ближайшие месяцы

Какие продукты будут дешеветь в ближайшие месяцы

Фото © «Московская газета»

03.03.2024 в 17:23:00
1811

Около 80% российских компаний намерены поднять цены на товары и услуги в 2024 году. Какие подорожают сильнее всего, а какие могут подешеветь?

По данным сервиса «Актион Финансы», около 20% предприятий намерены сохранить цены на товары и услуги на текущем уровне. При этом значительная часть компаний планирует выходить на рынок Китая, Индии и стран Африки.

Наибольшее повышение цен произойдет на товары и услуги с высокой зависимостью от инфляции, такие как сырье, энергоресурсы и логистика, сказал «Московской газете» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

«Цены на эти категории неизбежно вырастут в связи с увеличением операционных затрат, включая оплату труда и арендные платежи, — пояснил Ярослав Кабаков. — По меньшей мере затронуты будут секторы, где предприятия способны адаптировать свои производственные процессы, минимизировать затраты или существенно увеличить операционную эффективность».

Российская продукция, направляемая на экспорт в Китай, Индию и африканские страны, будет представлена прежде всего сырьевыми товарами, сельскохозяйственной продукцией и продуктами машиностроения, где Россия имеет конкурентные преимущества, сказал аналитик.

«Эти направления выбираются не случайно, они стратегически важны и обладают уверенным спросом на внешних рынках. Экспансия на внешние рынки является доказательством уверенного и проработанного подхода к расширению бизнеса. Она направлена не на компенсацию недостаточного сбыта внутри страны, а на оптимизацию доходов, укрепление международного присутствия и увеличение общей прибыльности компаний», — отметил директор по стратегии ИК «Финам».

Рост цен на продовольственные товары имеет ярко выраженную сезонность, сказала в беседе с «Московской газетой» старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Евгения Траутман:

«Наиболее низкие темпы инфляции по данной группе товаров обычно наблюдаются в августе, в данном случае «инфляционное дно» определяется удешевлением овощей «борщевого набора», а также некоторых сезонных фруктов. В январе продовольственные товары в сравнении с предыдущим месяцем, согласно индексу потребительских цен, выросли в цене на 1,26%, это значение чуть выше усредненного за последние 5 лет январского показателя (1,22%)».

В разрезе отдельных групп товаров, занимающих высокий удельный вес в потребительской корзине, можно увидеть интересную динамику, отметила аналитик:

«Овощи, мясо и птица, яйца, а также мука в январе продемонстрировали динамику ниже пятилетней средней; фрукты и кисломолочная продукция примерно на уровне средней, а молоко, молочные продукты и кондитерские изделия выросли в цене чуть более значительно, нежели в среднем в январе за последние 5 лет. Согласно анализу сезонности можно ожидать в ближайшие месяцы продолжения снижения цен на мясо и птицу. Данная группа товаров в январе подешевела на 0,5%, минимальный показатель индекса потребительских цен на мясо и птицу в феврале-марте. Также весной, как правило, замедляется рост цен на овощи. В марте, как показывает ретроспективный анализ, может ускориться рост цен на молочную и кисломолочную продукцию, однако к летнему периоду индекс потребительских цен по данным категориям снижается, в некоторые месяцы его значение нередко опускается ниже 100%. Кроме того, в ближайшие месяцы мы не увидим роста цен на яйца, обычно до лета данной категории товаров свойственна убывающая динамика ИПЦ».

В текущем году сохраняются проинфляционные риски, связанные с усилением санкционной риторики и как следствие усложняющейся логистикой. Кроме того, на цену товаров и услуг окажет влияние рост издержек производителей на фоне июльской индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги, заметила Евгения Траутман.

«Однако стоит отметить, что в феврале снизились ценовые ожидания предприятий, всё меньше из них планирует повышение цен на трехмесячном горизонте. В феврале баланс ответов сложился на уровне 19,4 против 21,9 в январе. В розничной торговле ожидания всё еще высоки, однако в феврале опустились ниже среднегодовых показателей за 2022 и 2023 годы и составили 34,6 против 39 в 2022 и 38 в 2023 годах», — добавила старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА.

По словам эксперта, сдерживать ценовую динамику продолжит жесткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, а также переориентация потребителя на сберегательную модель поведения на фоне высоких процентных ставок по депозитам.

«Увеличение российского экспорта в Китай, Индию и Африку происходит в рамках переориентации направлений внешней торговли с запада на восток. Внешняя торговля России в целом претерпевает изменение своей географии. Экспорт в страны Азии и Африки, согласно данным таможенной статистики за январь-декабрь 2023 года, суммарно вырос более, чем на 7%. Основу экспорта продолжают составлять полезные ископаемые, металлы и изделия из них, однако стоит отметить и возросшие в прошлом году на 4% в сравнении с 2022 годом экспортные поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья», — заключила Евгения Траутман.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
цены, продукты, товары
Поделиться
Похожие новости