Новость общества

Китай повезёт в Россию технику и автомобили через Арктику?

Китай повезёт в Россию технику и автомобили через Арктику?

Фото © «Московская газета»

22.03.2023 в 19:22:00
3576

Северный морской путь больше подходит для транспортировки в Китай российской нефти и сжиженного природного газа, чем для контейнерных перевозок, считают собеседники «Московской газеты», отмечая при этом большие риски такого маршрута. Морской брокер из Санкт-Петербурга поделился с изданием информацией о том, что через Арктику всё-таки поплывут контейнеры, а в перспективе – и накатные суда для транспортировки техники и автомобилей

По итогам встречи российского и китайского лидеров страны готовы создать рабочий орган по развитию транзитного потенциала Северного морского пути, сообщает РИА «Новости».

Какие грузы могут пойти по Северному морскому пути в рамках российско-китайского проекта?

«Нефть и сжиженный газ из северных месторождений России: Сибирь, Ямал, там, где работает «Новатэк», «Промнефть» и другие компании, – сказал «Московской газете» транспортный эксперт Яков Гуревич. – Может быть, Норильск будет грузить в Китай никель в небольших количествах».

Какова выгода Китая в этом проекте?

«Если Китай будет в этом участвовать, инвестировать в проект – выгода для страны есть: будет экономить на тарифе перевозок, продавать нам свои технологии, – предположил эксперт. – Хотя ледокольные технологии всё равно российские. Но главное, что будет получать Китай – нефть и газ».

Получается, возить нефть и сжиженный газ будет российский ледокольный флот?

«Нет, ледоколы будут прокладывать путь и охранять танкеры. Северный морской путь занимается такими перевозками», – сказал собеседник издания.

Однако, главный недостаток СМП – сумасшедшее зимнее удорожание поставок, отметил Яков Гуревич.

«Зимой в Арктике не всегда можно и пробиться через льды. Поэтому ситуация там не совсем стабильная, и я бы не сказал, что сейчас Северный морской путь – это очень выгодный маршрут. Хотя, конечно, это дешевле, чем гнать газ и нефть по железной дороге через всю Россию. Но я думаю, что газ и нефть будут накапливать на Севере и вывозить в Китай только в благоприятные периоды времени. Зимняя ледокольная проводка – это очень дорого. Ледовая обстановка в Арктике такая, что иногда танкерам могут и ледоколы не помочь. Высок риск повреждения судов. А если в результате какого-нибудь ледокольного происшествия пробьёт танкер, и нефть вытечет в Северном Ледовитом океане, это уже мировая катастрофа. Рисков очень много, поэтому большой выгоды от этого проекта на данный момент я не вижу», – пояснил транспортный эксперт.

Почему же Китай пошёл на такой рискованный проект?

«Китай в этой ситуации не рискует. Может быть, даст денег и технологий для этого проекта. А риски повреждения судов и утечки нефти в Северный океан лежат на России», – сказал Яков Гуревич.

Перспективы российского-китайского проекта в рамках Северного морского пути прокомментировал «Московской газете» директор логистической компании OPTIMALOG Георгий Властопуло.

«Что касается балкерных (уголь) и танкерных грузов, имею в виду не только нефтяные танкеры, но и танкеры со сжиженным газом с Ямала, а об этом, я думаю, речь идёт в первую очередь, этот аспект мне комментировать трудно, – сказал эксперт. – Но думаю, что Россия и Китай будут фокусироваться как раз на этом направлении. Китай становится основным покупателем российской нефти, сжиженного газа и угля».

Второй вопрос – контейнерные коммерческие грузы, отметил Георгий Властопуло. По его словам, вряд ли Северный морской путь станет главной альтернативой другим путям таких поставок:

«Тут мы пока не видим подвижек по одной простой причине: навигация в этом направлении – 4 или 5 месяцев в год – с мая по сентябрь. Нужен флот ледоколов, контейнерный флот, подходящий для этого маршрута, это большие инвестиции… За текущий год в этом направлении провезено около 50 контейнеров. А во Владивостоке за это время было обработано 200 тыс. контейнеров. Я думаю, для коммерческих грузов Северный морской путь пока не может служить альтернативой поставкам через дальневосточные порты, Новороссийск или Санкт-Петербург. В контейнерных перевозках у Китая есть глобальный трансконтинентальный проект «Один пояс – один путь», в который вложено уже почти 900 млрд долларов и за 10 лет перевезено более 6 млн TEU (TEU – единица грузоподъёмности, основанная на объёме интермодального контейнера длиной 20 футов – прим.авт.)».

Однако, как сообщил «Московской газете» морской брокер из Санкт-Петербурга, через Арктику всё-таки пойдут и контейнерные грузы.

«Наша практика сейчас в основном сосредоточена на подборе судов-контейнеровозов под покупку в этом ситуационно растущем направлении, – сказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» Кирилл Маслов. – На текущий момент готовятся сделки по приобретению нескольких современных судов объемом около 1 500 TEU каждое».

Какие же грузы будут провозиться в контейнерах между Россией и Китаем через Арктику?

«Это может быть самый широкий перечень грузов: и опасные грузы, и насыпные, и наливные, – сообщил изданию генеральный директор Международной Ассоциации по опасным грузам и контейнерам (АСПОГ) Михаил Огнев. – В бочках, банках, упаковках. Химию можно перевозить. Одежда, станки, оборудование, телефоны, батареи. Есть специализированные контейнеры: это продукты питания, рыба. Есть контейнеры-платформы для нестандартных тяжеловесных грузов: трактора, машины, станки, механизмы».

Плохо, что все контейнеры в перевозках по этому направлению будут китайские, а в России производства контейнеров практически нет, заметил гендиректор АСПОГ.

«Китайцам это выгодно. Бывают случаи, когда контейнер они загружают и продают сразу вместе с грузом», – сказал Михаил Огнев.

«Пока речь идет только о контейнеровозах, перевозке грузов в контейнерах, но мы уже сейчас видим спрос на накатные суда для перевозки автотранспорта», – пояснил изданию потенциал Северного морского пути владелец морского брокера «Инмарин» Кирилл Маслов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
арктика, китай, техника, автомобиль
Поделиться
Похожие новости